Эка Згуладзе о полиции: меньше начальников, больше "индейцев"

| Силовые Структуры | Автор: Web admin
Українською

В июне ГАИ в Киеве больше не будет, говорит Эка ЗгуладзеВ июне ГАИ в Киеве больше не будет, говорит Эка Згуладзе

Киевская ГАИ доживает свои последние месяцы, а в июне на улицы столицы выйдут новые патрульные: молодые, тренированные и неподкупные мужчины и женщины, в красивой темно-синей форме.

По крайней мере так видит ситуацию Эка Згуладзе, реформатор из Грузии, которая в настоящее время работает первым заместителем министра внутренних дел Украины.

Желание стать новыми полицейскими (после реформы милицию должны переименовать в полицию) выразили более 30 тыс. украинцев, подавших заявки на конкурс. В марте первые из тех, кто прошел отбор, начнут интенсивное обучение с украинскими и американскими инструкторами.

Згуладзе рассказала кто и как будет учить новых полицейских, что они будут уметь, что ждет нынешних гаишников, как реформируют МРЭО и какие города будут следующими после Киева в рамках реформы.

Чему будут учить этих новых людей?

Здесь главное три момента: кто будет учить, чему учить и как учить.

Начнем с того, кто будет учить. Мы только что закончили открытый конкурс инструкторов. Отбор, который проходит по установленным критериям, делают не только сотрудники министерства, но и экспертные группы, которые знают эту тематику. Мы смотрим на профессионализм этих новых инструкторов, но не менее важна и их мораль, потому что нельзя научить полицейского быть полицейским, если сам не веришь в роль правоохранительных структур и в верховенство права. Инструктор должен передавать эту энергию (Студентам. - Ред.).

Мы набрали примерно 120 инструкторов. Среди них есть несколько профессоров, работающих в академиях МВД, но большинство из них - преподаватели из частных украинских вузов и эксперты. Вместе с международными экспертами они будут доделывать программу обучения. Схема дисциплин и основные их параметры у нас уже есть.

Но преподавать будут только украинцы?

Преподавать будут в основном украинцы, особенно теорию.

Есть и второй компонент тренинга - это тактическая подготовка. Для первого набора здесь будут преподавать международные эксперты, в основном американцы. Тактическая подготовка - это как применять силу, как задерживать правонарушителя, как останавливать машину, как защитить себя и людей и другие элементы, которые мы, к сожалению, до сих пор не изучали. Потому что применение силы - это всегда должен быть самый последний вариант. До этого есть другие инструменты, которые можно использовать, начиная с интонации, структурирования предложений и использования так называемой мягкой силы.

Почему это важно? Потому что мы сейчас реформируем не только полицию, но и общественное осознание того, кто такой полицейский, какие у него права и обязанности, и как общественность должна к нему относиться. В том числе и подчинение законному приказу - это компонент правильных отношений, без которого мы не сможем сформировать новую полицию.

Мы начинаем выстраивать доверительные отношения с нуля. И все начинается с уважения. Полицейский должен уважать граждан, но и граждане должны уважать его. И когда мы встретимся где-то посередине, все будет работать так, как надо.

А кто эти инструкторы, которые будут вести занятия по тактической подготовке?

Это американские полицейские и представители американских SWAT (Полицейские спецподразделения. - Ред.), которые уже сейчас обучают местных инструкторов, вместе с которыми они совместно будут проводить тактическую подготовку новых патрульных.

Какие дисциплины будут изучать новые патрульные?

Конечно, есть законодательная, административная части, Конституция и другие компоненты. Новые очень важные дисциплины - права человека, коррупция, превенция, community policing (Полицейская работа в пределах общины. - Ред). Правильного украинского перевода мы еще не нашли. Речь идет не о связях с общественностью, а о работе с общественностью. Конечно, у полицейского есть основные функции. Но в каждом маленьком социуме, на каждой улице есть локальные проблемы, которые этот полицейский обязан уметь увидеть, должен знать, кого выслушать и как помочь решить эту локальную проблему. Это и называется community policing.

Добавляются также такие дисциплины, как преступления на почве ненависти, торговля людьми, бытовое насилие. Их обязательно нужно отдельно учитывать и изучать. И кодекс этики, которого у нас пока еще нет и который должен быть заново написан. В будущем мы представим его населению.

Будем обучать экстенсивным курсом, потому что у Украины нет времени растягивать эти процессы. Обучение продлится примерно три месяца, с 9 утра до 6 вечера. Получится очень насыщенный день. В середине марта начнет обучение первая группа из 750 человек. Через десять дней - вторая такая же группа, а затем - третья. При этом цикл тестирований и обучения не будет прерываться.

Но самым важным будет обучение на практике после этих тренингов. Можно научить законам, правилам, тактике, но полицейские учатся на улице, когда начинают работать.

Новая служба будет выполнять функции ГАИ и патрульно-постовой службы?

Не совсем. Главные функции ГАИ, конечно, будут интегрированы в патрульную полицию. Но, например, функция МРЭО вообще уйдет из полиции, потому что это административная функция. Этим будет заниматься министерство, гражданская его часть, а не сама полиция. Всем известно, насколько эта система непрозрачна и непонятна. Наша первоочередная задача - упростить ее, сделать эти платежи понятными и добавить сервисы, которые сейчас предоставляются на черном рынке в обход бюджета. Если есть запрос, значит надо предоставлять эти услуги.

Основное отличие (от ГАИ. - Ред.) в том, что патрульный полицейский должен стать первой ступенькой полицейской работы. Это полицейский на улице. И он не стоит там, а работает. Он перемещается в своем квадрате 24 часа в сутки. И в его функции входят не только автотранспортные случаи, это лишь один компонент. Самое главное - обеспечение безопасности, предотвращение криминала и реакция на абсолютно все вызовы, которые поступают в полицию.

По телефону 102?

Да. В каждом случае патрульный полицейский - это тот полицейский, который выходит на этот вызов. Технически это не будет создавать проблем. Меня часто спрашивают, что происходит, когда патрульный, завязанный на квадрате, оставляет его, выходя на вызов. Это не проблема. Есть формулы, как этот квадрат перекрывается соседними квадратами, чтобы ни один из них никогда не оставался без присмотра. Этому мы тоже будем обучать, как играть в команде и как поддерживать друг друга. Патрульный полицейский - это не герой-одиночка, это работа в команде.

Будет ли новая патрульная служба бороться с незаконными парковками на улицах Киева?

Боюсь, эта проблема более комплексная. Нам придется очень тесно работать с мэрией. С одной стороны, действительно есть проблемы с парковкой. С другой стороны, нет альтернативных парковочных мест. Поэтому надо к этому вопросу подойти и с организационной точки зрения, а не только с репрессивной. Запрещать - это одно, но эти машины не могут висеть в воздухе.

Когда можно будет увидеть новую форму патрульных?

Форму мы сейчас утверждаем. Надеюсь, что в течение месяца ее можно будет увидеть. Она будет темно-синей, мы последовали стандарту ЕС. Главное ее отличие - функциональность. Поскольку патрульный полицейский, в отличие от гаишника, не будет стоять на месте, ему потребуется эластичная форма, в которой можно двигаться. Ее вид тоже очень важен. Мы хотим, чтобы новых полицейских уважали, но уважение к другим начинается с самоуважения. И форма - один из важных элементов самоуважения человека, носящего ее. Он должен чувствовать себя в ней хорошо, комфортно и уверенно. Другой компонент - прочность. Нам нужна форма, которая не рвется и не разваливается на части через два месяца. Это должна быть форма, в которой можно без проблем служить год, два года.

В новой полиции, вероятно, будет больше женщин, чем сегодня...

Надеемся на это.

Украина - довольно патриархальная страна. Украинцы готовы воспринимать женщину в форме как представителя власти?

Женщинам в полиции везде нелегко. Во всех странах правоохранительные структуры маскулинные. Женщинам всегда нужно доказывать больше, чем мужчинам. Такую проблему вы встретите и во Франции, и в Америке, и в Италии. Но во всех странах опыт показывает, что участие женщин очень важно, они улучшают работу полиции. И доказывают, что могут выполнять эти функции не хуже, а то и лучше, чем мужчины.

Есть отдельные сферы деятельности, где женский элемент приносит особый бонус. Например, насилие в семье, детская проблематика, гендерные вопросы. Здесь очень важно иметь женщин-полицейских.

Что будет с киевскими гаишниками?

Разделим их на две части. Первая - это возрастная группа до 35 лет, которые могут подаваться на конкурс и которым дали такую возможность. Более трети гаишников Киева подали заявки и сейчас проходят тестирование. По-другому в новую службу не попасть.

Это тестирование на общих основаниях?

Да. Это важно, потому что функции патрульных будут радикально отличаться от функций, которые сейчас есть у ГАИ, поэтому им надо учиться заново. А во-вторых, сам процесс очень важен. Общий конкурс - это сигнал, что правила игры меняются. Сигнал не только населению, но и нашим сотрудникам. Мы строим что-то новое, процедуры вот такие, и мы должны эти процедуры пройти, чтобы работать по-новому. Это делается не для наказания ГАИ. Просто иначе не получится работать по-новому.

Означает ли это, что те работники ГАИ, кому за 35, будут автоматически уволены?

Нет, это не означает оувольнение вообще. Но факт, что в июне в Киеве не будет ГАИ. Будет патрульная полиция. А с этой группой работников ГАИ мы будем работать отдельно, чтобы они не были козлами отпущения этого процесса. Наказание - это не наша цель. Мы разрабатываем механизмы, как эту возрастную группу интегрировать в другие структуры милиции, хотя бы дать им перспективу.

Ранее заявляли, что зарплата у патрульного будет 6-8 тысяч. Ничего не изменилось?

Нет, ничего.

Кто финансирует эту реформу?

Финансирование смешанное. Зарплата, конечно, пойдет из бюджета. Мы не можем ожидать, что доноры будут платить зарплату, потому что тогда это реформа не будет прочной. Нам очень повезло, что у нас есть хорошие партнерские отношения со странами и международным организациями, которые поддерживают этот процесс. Уже сегодня могу сказать, что 15 млн долларов мы получим от США. Ведутся переговоры с правительством Канады, которое тоже значительными фондами войдет в эту реформу. Обучение будет покрывать в основном ОБСЕ и Международный фонд "Ренессанс" ("Возрождение". - Ред.).

У нас достаточно большая группа поддержки. В плане экспертной поддержки у нас два основных патрона: это миссия Евросоюза, на более стратегическом уровне, и программа ICITAP, на более оперативном уровне.

Какие города будут следующими после Киева?

Наша цель - в течение года покрыть все миллионники. И после этого по зонтичному принципу покрывать меньшие города и трассы.

Патрульная полиция - только одно направление реформ. Не менее важное направление - когда министерство отказывается от лишних, не свойственных полиции функций и пытается оптимизировать свой бюрократический аппарат. Для этого не надо ожидать крупных, глобальным реформ, которым нужна финансовая поддержка. Это наше домашнее задание. Принцип должен быть такой: минимум бюрократии, больше полицейских на улицах. Меньше начальников, больше "индейцев", которые реально работают.

В одном интервью, рассказывая о реформах в Грузии, Вы сказали, что было невозможно обойти "репрессивную часть реформ" и пришлось арестовывать сотни полицейских, прокуроров, судей. Стоит ли ожидать чего-то похожего в Украине?

Я не люблю сравнивать Грузию с Украиной. Там была своя ситуация, и это было почти 15 лет назад. Но я всегда подчеркиваю, что чтобы эффективно бороться с коррупцией, эта борьба должна быть комплексной. Для меня главное - выстроить систему, которая сможет сама защищаться от коррупции. Но это не значит, что мы должны остановиться и не выявлять конкретных коррумпированных лиц, в том числе полицейских, и не наказывать их. Наоборот. Потому что ощущение безнаказанности - опасный феномен коррумпированной системы.

С Экой Згуладзе беседовал Олег Карпьяк

1,0 1 -1 2
Комментариев (7)

  • Планы впечатляют. Искренне желаю успеха в их воплощении всем принимающим участие в процессе реформирования МВД.
    Возвращаясь к основной тематике сайта - помню в конце прошлого года УАВЗ обращался к Еке Згуладзе с письмом о сотрудничестве.
    zbroya.info
    Интересно дало ли оно какой-то результат?

  • 27.02.2015 18:23
    #
    - 3 +

    С одной стороны планы наполеоновские. С другой - реформа полиции, автоинспекции, БТИ - одни из самых впечатляющих в Грузии. Из бюрократических и коррупционных монстров эти организации превратились в образцы для подражания даже для развитых стран.

    Искренне хочется верить что и у нас получение прав или регистрация автомобиля из долгого муторного процесса превратится в легкую процедуру, занимающую пару минут.

  • 27.02.2015 19:39
    #
    - 1 +

    "З одного боку, справді є проблеми з паркуванням. З іншого боку, немає альтернативних паркувальних місць. Тому треба до цього питання підійти і з організаційної точки зору, а не лише з репресивної. Забороняти - це одне, але ж ці машини не можуть висіти в повітрі."- плюс стопицот.

  • 27.02.2015 19:40
    #
    - 0 +

    Ну что ж, будем надеяться

  • 01.03.2015 09:46
    #
    - 5 +

    Все вроде хорошо, кроме одного момента: старых ДАИшников никто не собирается увольнять. Их будут пытаться куда-то распределить... А куда можно распределить коррумпированное, ничего не умеющее тело без мозгов?

    Есть еще очень важный вопрос, который почему-то не додумался задать журналист - откуда возьмут начальников для этой структуры? Ведь нужны, условно десятники, сотники и т.д. Если это будут все те же мусорские майоры и полковники, то плакала та реформа.

  • 01.03.2015 22:54
    #
    - 3 +

    Поддерживаю Сергея - а куда деть это кодло привыкшее к власти ? Куда девать дегенератов которые ничего не умеют да ещё с заоблачным ЧСВ. Не помню кто сказал "Упивающиеся властью опохмеляются кровью", хороший пример для нового пополнения. Попроси сейчас любого мусора процитировать ст. 5 закона о милиции - он ответит - а что это. Гнать ссаными тряпками и в Желтые воды уран добывать открытым способом с киркой и ведром.

  • Очевидно вопрос не имеет быстрого правильного решения. И то что делает сейчас Ека процесс наиболее близкий из возможных. Готовятся новые люди, потом ими заменяют старые кадры, которые постепенно уходят из системы. Главное что бы процесс был непрерывным, постепенно распространяясь на всю систему без исключений и завершился бы только после полного ее обновления.
    Это не простая задача. Система будет сопротивляться всеми доступными способами.


Пожалуйста, залогиньтесь что бы иметь возможность комментировать