О наказаниях за незаконный оборот оружия (1922-2013)

| Политики и оружие, Юридические вопросы | Автор: Юрий Минкин

УПК УкраїниУПК України

Информация к размышлению.

УК РСФСР в ред. 1922г.

- хранение оружия декриминализировано.

УК РСФСР в ред.1926г

182. Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения, - принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов и оружия.

УК РСФСР 1926 года в ред. 1957 года

182. Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего), оружия без надлежащего разрешения влечет за собой - лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией названных веществ, снарядов и оружия.

Пересылка по почте и другими способами огнестрельного оружия (не охотничьего), взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ и предметов, как-то: порох, патроны и т.п. - лишеие свободы на срок до пяти лет с конфискацией отправления.

Пересылка по почте едких кислот и других едких веществ - исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев или штраф до тысячи рублей, с конфискацией почтового отправления.

Изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения Народного комиссариата внутренних дел в установленном порядке - лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией оружия. [20 марта 1933 года (СУ N 20, ст.68); 10 мая 1935 года (СУ N 14, ст.146)].

Примечание. Действие 4-й части настоящей статьи не распространяется на хранение и ношение холодного оружия в местностях, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма. [10 мая 1935 года (СУ N 14, ст.146)].

УК УССР 1960 г.

Стаття 222. Незаконне носіння, зберігання, придбання, виготовлення і збут вогнестрільної чи холодної зброї, бойових припасів та вибухових речовин

Носіння, зберігання, придбання, виготовлення або збут вогнестрільної зброї (крім гладкоствольної мисливської), бойових припасів або вибухових речовин без відповідного дозволу - караються позбавленням волі на строк від двох до семи років. Особа, яка добровільно здала вогнестрільну зброю, бойові припаси або вибухові речовини, що зберігались у неї без відповідного дозволу, звільняється від кримінальної відповідальності.

Носіння, виготовлення або збут кинджалів, фінських ножів або іншої холодної зброї без відповідного дозволу - караються позбавленням волі на строк до п'яти років, або виправними роботами на строк до двох років. (Із змінами, внесеними згідно указами Президії Верховної Ради Української РСР від 27.06.61 р., від 14.10.74 р. N 3130-VIII, від 12.01.83 р. N 4571-X; Законом України від 26.01.93 р. N 2935-XII)

УК Украины 2001 исходная редакция

Стаття 263. Незаконне поводження зі зброєю, бойовими припасами або вибуховими речовинами

1. Носіння, зберігання, придбання, виготовлення, ремонт, передача чи збут вогнепальної зброї (крім гладкоствольної мисливської), бойових припасів, вибухових речовин або вибухових пристроїв без передбаченого законом дозволу - караються позбавленням волі на строк від двох до п'яти років.

2. Носіння, виготовлення, ремонт або збут кинджалів, фінських ножів, кастетів чи іншої холодної зброї без передбаченого законом дозволу - караються штрафом до п'ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк від двох до п'яти років, або позбавленням волі на строк до трьох років.

3. Звільняється від кримінальної відповідальності особа, яка вчинила злочин, передбачений частинами першою або другою цієї статті, якщо вона добровільно здала органам влади зброю, бойові припаси, вибухові речовини або вибухові пристрої.

УК Украины 2001 г. с правками 2012г.

Стаття 263. Незаконне поводження зі зброєю, бойовими припасами або вибуховими речовинами

1. Носіння, зберігання, придбання, передача чи збут вогнепальної зброї (крім гладкоствольної мисливської), бойових припасів, вибухових речовин або вибухових пристроїв без передбаченого законом дозволу - караються позбавленням волі на строк від трьох до семи років.

2. Носіння, виготовлення, ремонт або збут кинджалів, фінських ножів, кастетів чи іншої холодної зброї без передбаченого законом дозволу - караються штрафом до п'ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або громадськими роботами на строк від ста двадцяти до двохсот сорока годин, або арештом на строк від трьох до шести місяців, або обмеженням волі на строк від двох до п'яти років, або позбавленням волі на строк до трьох років. .

Звільняється від кримінальної відповідальності особа, яка вчинила злочин, передбачений частинами першою або другою цієї статті, якщо вона добровільно здала органам влади зброю, бойові припаси, вибухові речовини або вибухові пристрої. (Із змінами, внесеними згідно із законами України від 15.04.2008 р. N 270-VI, від 05.07.2012 р. N 5064-VI)

Стаття 263 1. Незаконне виготовлення, переробка чи ремонт вогнепальної зброї або фальсифікація, незаконне видалення чи зміна її маркування, або незаконне виготовлення бойових припасів, вибухових речовин чи вибухових пристроїв

1. Незаконне виготовлення, переробка чи ремонт вогнепальної зброї або фальсифікація, незаконне видалення чи зміна її маркування, або незаконне виготовлення бойових припасів, вибухових речовин чи вибухових пристроїв - караються позбавленням волі на строк від трьох до семи років.

2. Ті самі дії, вчинені повторно або за попередньою змовою групою осіб, - караються позбавленням волі на строк від п'яти до десяти років.

3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені організованою групою, - караються позбавленням волі на строк від восьми до дванадцяти років.

Итого от советской власти и до дней нынешних мы видим эволюцию состава с совершенно мирного и уголовно ненаказуемого деяния до категории тяжкого преступления! Тенденция удручает. Ведь еще относительно недавно оборот охотничьих ружей, малокалиберных винтовок, охотничьих ножей вообще не требовал каких-либо разрешений.

В итоге за последние 100 лет прессинг государства на владельцев оружия только усиливался, а за последние годы он достиг угрожающих масштабов. При относительной стабильности сроков за насильственные преступления, которых больше и цинизм которых стал поражать даже опытных оперативников, обращение с оружием стало приравниваться практически к разбою. То есть преступником хуже не стало, их трогательно берегут от рисков на рабочем месте, а вот граждан, вынужденных порой нарушать закон чтобы хоть как-то себя защитить, поставили в ужасающее положение.

Да, я согласился бы со справедливостью такого наказания за незаконный оборот, будь ему разумная альтернатива и наличествуй притом справедливая и логичная судебная практика. Но ведь на сегодня ни того, ни другого по сути нет! Потому немалая часть осужденных по «оружейным» статьям людей не планировала использовать оружие в преступлениях, а совершенно обоснованно не доверяя власти, хранила и приобретало его «на черный день».

Потому что когда такой день наставал, конфисковали все законное и оставляли обывателя на произвол тех, кто для разбоя все заготовил, не спрашивая никого и надежно храня «железку» между выходами на дело.

Вот и получается, что многие и хотели бы преступниками не быть, но выбирая между тюрьмой и смертельной опасностью решились на конфликт с законом. Который суров только к оступившимся, но не к промышляющим разбоем.

Так кого же так бояться наши бюрократы в высоких кабинетах?

Думаю, ответ очевиден. А мы.. даст Бог, учтем на выборах.

1,0 1 -1 15
Комментариев (26)

  • 14.11.2013 20:29
    #
    - 7 +

    Государство СССР было создано преступниками, преступники растащили его на осколки. Не удивительно, что эти осколки в большинстве своем стоят на стороне преступников. Время все поправит. Надо просто ждать.

  • 14.11.2013 21:08
    #
    - 3 +

    Но при всем при этом оговорка "кроме гладкоствольной" осталась везде.
    Кстати. вопрос - а указ "семь-восемь" что-то в этом плане ужесточил?

    Хороший материал.

    • 15.11.2013 15:00
      #
      - 1 +

      Нет, он касался только и только борьбы с расхищением "социалистической" собственности. Т.е. за кражу мелочевки у государства стали давать десятку, а за личное имущество - годик.

  • 14.11.2013 22:54
    #
    - 6 +

    я всегда поражался.
    за изнасилование дают меньше. а ведь это именно преступное деяние.
    как вообще можно судить за само наличие оружия? никто от этого не страдает, потерпевших нету, вот просто лежит у человека пистолет. и все, хуже насильника. почти как за умышленное убийство срок. ппц просто.

    • 15.11.2013 12:16
      #
      - 3 +

      Потому что изнасилование - это, в первую очередь, поругание чести.
      Такие слова выражают у сильных нашего общества стремление ещё больше унизить.

    • 15.11.2013 15:04
      #
      - 4 +

      Одно из требований к наказанию - соразмерность с деянием.
      Т.е. я не могу согласиться, что наказывать за НЕЗАКОННЫЙ оборот оружия не надо. Надо. Но действительно соразмерно вреду.
      Это преступление против порядка, но не против личности или имущества. Оно опасно, но гораздо менее, чем, к примеру, нанесение телесных повреждений.
      Оружие можно хранить с преступными целями. А можно и "просто так", не имея в планах конкретных действий преступного характера.
      У нас же все поехало не в ту сторону... Вернее, в сторону власть предержащих, их коллективных и шкурных интересов.

  • 15.11.2013 11:24
    #
    - 4 +

    Что интересно ? Термин шолодное оружие в УК УССР появился в 1933 году как раз в голодовку. Видно боялись восстаний. Самое гадкое, что этот хвост тянется и до наших дней как пережиток соц.строя . 20 лет независимости а боязнь все равно осталась. Рыба гниет с головы .

    • 15.11.2013 15:07
      #
      - 2 +

      Именно.
      Правда, термин "финские ножи" больше напоминает не о голоде, а о городской шпане, но тем не менее.
      Восстания были. Было чего бояться.
      С ПМВ по деревням было всего много, вот и начали "крутить гайки". А теперь это просто правовая традиция.
      Впрочем, не все так плохо. В Британии вообще ничего носить нельзя, в Германии недавно "криминальным" стало ношение ножей со шпеньком или отверстием в клинке.

  • Дякую, не знав, що у 22 році було відносно м"яко. Колись читав, що за часів царизму обмежень на обіг зброї майже не було. Це так, чи ні, не знаєте?

    • 15.11.2013 15:11
      #
      - 2 +

      Майже - не значить, що не було.
      Гладкоствольна та дульнозарядна зброя мали вільний обіг, так само ножі та шаблі і решта "холодняка".
      Короткоствольна зброя до 1905 року придбавалася майже вільно.
      Лише після повстань 1905 року ввели заборону на придбання короткоствольної та казнозарядної нарізної зброї без отримання на те спеціального дозволу у поліції (губернатора). Раніше придбана зброя масово вилучалася у тих, хто дозволів таких не мав.
      Певна річ, існували обмеження для неосудних та "неблагонадійних", себто осіб, що мали проблеми з владою та законом.

  • 15.11.2013 11:44
    #
    - 3 +

    "Носіння, зберігання, придбання, передача чи збут вогнепальної зброї (крім гладкоствольної мисливської), бойових припасів, вибухових речовин або вибухових пристроїв без передбаченого законом дозволу"

    При цьому обіг зброї на сьогодні фактично регулюється наказом МВС, який ажніяк не є законом. Тобто всі, хто відбуває покарання за даною статтею, засуджені незаконно!

    • 15.11.2013 15:14
      #
      - 2 +

      Надто формальний підхід. Формулювання "визначається законом" не означає безумовного посилання саме на закон України.
      Йдеться, радше, про законодавство, а 622-й наказ є підзаконним нормативно-правовим актом.
      Хоча це і не заперечує юридичної сили документу, ситуація є вкрай нездоровою, адже одна з функцій закону - регулювати найважливіші сфери суспільного життя. А вважати неважливим обіг зброі, якої в Україні мільйони одиниць - нерозумно.
      Саме тому ми і прагнемо Закону, нормального, адекватного ситуації та волі власників зброї.

      • 15.11.2013 15:58
        #
        - 1 +

        На практиці так і є, судді затосовують наказ МВС. Але ж у нас представницька демократія і ми делегували законодавчу функцію саме ВРУ, а не МВС. І у Конституції, у 92 статті чітко вказано що виключно законами України визначаються права і свободи людини і громадянин та правовий режим власності. А відтак, Кримінальний кодекс якраз вказує на те, що питання надання дозволу на зброю має бути визначене у законі.
        При цьому КК є документом, що встановлює санкції за порушення, а не визначає правомірну поведінку, а тому криміналізація носіння та зберігання зброї без дозволу мала запроваджуватися лише після прийняття закону про зброю. Отже, законодавець діяв з порушенням загальних принципів права.
        А закон про зброю безумовно потрібен, головне щоб право на зброю залежало від закону, а не від чиновника, що прийматиме рішення "дати, чи не дати"

  • 15.11.2013 21:24
    #
    - 0 +

    Дякую за цікавий матеріал.
    Десь в мережі зустрічав інформацію про те, що в 60-ті роки в СРСР мисливські гладкоствольні рушниці та малокаліберні карабіни знаходилися у вільному володінні та обороті.
    На жаль, не можу зараз знайти цей матеріал.

  • 15.11.2013 21:41
    #
    - 0 +

    То Юрий Минкин... Подход не формальный, подход строго по букве закона. Оружие сейчас - фактически незаконно изъято из гражданского оборота! Согласно Гражданского кодекса Украины 178 ч. 2
    2. Види об'єктів цивільних прав, перебування яких у цивільному обороті не допускається (об'єкти, вилучені з цивільного обороту), мають бути прямо встановлені у законі.
    Види об'єктів цивільних прав, які можуть належати лише певним учасникам обороту або перебування яких у цивільному обороті допускається за спеціальним дозволом (об'єкти, обмежено оборотоздатні), встановлюються законом.

    Согласно ч. 2 ст 4 ГК Украины - Актами цивільного законодавства є також інші закони України, які приймаються відповідно до Конституції України та цього Кодексу (далі - закон).

    Т.е. ГК Украины под законом понимает именно закон. Конституция, как отметил Андрей также оперирует термином закон, т.е. Акт принятый ВР Украины. Если законодатель хотел обобщить - он употреблял именно термин законодательство. Так что нынешняя система идиотская до безобразия! Согласно букве закона - оружие в Украине не изъято из оборота, так как нет такого закона. Есть только постанова ВР от 1998 года, если не ошибаюсь, которая противоречит ГК и Конституции по большому счету

    • 22.11.2013 16:01
      #
      - 3 +

      Можно ли обратится в Конституционный суд за разъяснениями по этому вопросу? И имеет ли это вообще смысл? Или это вызовет быструю реакцию "запретить"?

      • 27.11.2013 21:25
        #
        - 0 +

        Может, действительно, люди, стоящие у истоков УАВО, а это юристы, и т.д. образованные люди - я в этом уверен, составят юридически грамотное обращение, запрос в соответствующие инстанции с целью прояснить ситуацию.
        Потому что у нас в Конституции вроде четко прописано: "Украина - унитарна держава", но у нас есть Автономная Республика Крым со своим парламентом! Там же написано - внеблоковый статус, но постоянно поднимается вопрос о примыкании то к НАТО, то к России. Опять же, Конституция - "на територии Украины ЗАБОРОНЯЕТСЯ розмищення вийсковых баз инших держав". А что же у нас в Севастополе, как не "вийскова база" чужой державы, да еще и аггрессивной, с претензиями на Украину? Остров Румынам отдали? а ведь это прямо запрещено Конституцией - "териториальна цилиснисть та недоторканнисть" . Короче - законы написаны от фонаря, выполняются они только в исключительных случаях.

  • 27.11.2013 21:33
    #
    - 0 +

    в Болгарии холодное оружие как таковое не рассматривается - в магазинах СВОБОДНО продаются телескопические палки, шокеры, КАСТЕТЫ (в торговом центре, очень хорошие, 15 грн, если на наши), ножи любые, мечи, сабли, катаны и недорого. ГАЗОВОЕ оружие - надо ПОКАЗАТЬ паспорт (внутренний паспорт Украины КАТИТ), стоят - 30 - 50 лев (150 -300 грн), боевое огнестрельное - разрешение дадут даже иностранцу с видом на жительство (постоянный адрес)

  • 27.11.2013 21:50
    #
    - 0 +

    Короче, желающим пострелять - велкам в Болгарию. град София (столица, здесь аэропорт) - ул. "Доктор Г.М. Димитров" ,51 , Оръжеен Комплекс ВИП (не бойтесь слова ВИП - тут такого вип, как у нас, нет)
    координаты - 42.663484,23.359417
    рядом метро Г. М. Димитров.
    Названия улиц пишутся в кавычках, не склоняются! Машину поставить есть где. Там есть магазин - очень обширный.
    Тир отделен от ресторана перегородкой из бронестекла - очень интересно жевать и смотреть, как люди стреляют.
    в ресторане можно есть!! там дороже, чем в дешевых заведениях, но на 10-15 лев можно содержательно и вкусно поесть!
    ТИР - БЕСПЛАТНЫЙ (Вы платите только за патроны)
    Патроны стоят - самые дорогие - 0,95 лев (45 калибр,)
    стрельба только из пистолетов. Пистолетов много - штук 20 разных, можно набирать, сколько унесешь. Один ЛЕВ стоит 5,6 грн (приблизительно) при тире есть инструктор - он рассчитает Вас, запишет данныые, возьмет подписку о пройденном инструктаже и покажет, как держать в руках оружие - если Вы не умеете. когда я был там, револьверов не было - но не потому, что в принципе нет, а они были в ремонте. Есть один Дезерт Игл 50 го калибра, но к нему нет патронов. Может, появятся со временем.

  • 27.11.2013 22:03
    #
    - 0 +

    Приношу заранее извинения уважаемым МОДЕРАТОРАМ, если мой комментарий не в том месте - хотя вроде бы в том, здесь все любители оружия.
    Град Пловдив - славный город, есть тир по адресу - кв. "Кючюк - Париж", "ул. „Димитър Талев“ 75А, Пловдив, Болгария, координаты - 42.120465,24.737568
    (это за длинным жилым домом, малоэтажное здание, ключевые слова - ДАИКС, "Баллист". в непосредственной близости - Кауффланд (магазин), бул. Никола Вапцаров,)
    Инструктор - Анна Василева (не ВасилЬева) - маленькая сухенькая женщина около 50-ти лет, она Вам все расскажет и покажет. Рекомендую всем показывать именно Гражданский паспорт Украины - они ее очень любят, во первых, а во вторых - убедитесь, что он валиден наравне с загранпаспортом. Гильзы можно забирать с собой, фотографироваться нельзя ТОЛЬКО в Софии (пафосный тир, все по затягу), в Пловдиве в тире есть помповое ружье и патроны с утиной дробью. Очки одевать ОБЯЗАТЕЛЬНО - дробь летит потом назад, по ушам шелестит))) оч мелкая - 2 мм.

  • 27.11.2013 22:30
    #
    - 0 +

    Еще один комментарий - опять же, убедительная просьба, не удалять, если же такие комментарии (немного не по теме) запрещены - то перенесите в предназначенное место - эта информация ценная, по существу, и будет полезна людям, планирующим отдых, поездки за границу.
    Значится, так! Славный град Стара Загора - есть тир при магазине оружия. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ тир, где с меня взяли деньги за аренду оружия - по десять левов за ствол. Мне кажется, что меня развели - увидев во мне иностранца, легкую поживу. Хотя Болгары намного менее нас стремятся разводить людей (маленькая страна, брехня быстро расходится). Но, несмотря на это, тир очень хороший, оружие годное. ссылка -
    www.centre-point.eu

    сайт centre-point.eu
    координаты для бомбового удара - 42.423247,25.622166
    адрес - булевард „Цар Симеон Велики“,80, Стара Загора, Болгария. Тир небольшой, расположен в подвале за 20 метров от магазина. Магазин маленький, но в нем все есть. Обслуживают Вас женщины - мужик только один, и, по всей видимости, он же и хозяин магазина.
    Всем успехов!

  • 27.11.2013 22:44
    #
    - 0 +

    Для посещения тира нужно иметь - паспорт (документ, удостоверяющий личность - то-есть он должен иметь номер, серию и фотографию), 18 лет минимум. Быть трезвым и АДЕКВАТНЫМ. все! причем это все решает один человек - инструктор, он же и берет с Вас деньги и две расписки - за отстрелянные патроны, и за полученный инструктаж. У него обязательно есть ствол - неадекватного клиента он ОБЯЗАН застрелить на месте. Тиры не закрываются на сто тридцать замков, как у нас на Кардачах учебный мелкашечный тир (когда нас со школы водили на военку, это была целая проблема миновать все двери и решетки. в тире в Старой Загоре паспорт я не показывал - мне поверили на слово, как меня зовут и где я живу (сказал мотель, в котором я перед этим ночевал). Паранойей Болгары не страдают. Где потрелять из длинноствольного оружия я не нашел (пока еще). Еще они рациональные люди, и очередей пострелять нет. (это деньги). Туристам рады, как родным.
    Еда везде - начиная от заведений класса "рыгаловка" , "разливайка" - приемлемого в пищу качества. Вкусно, много и дешево. 5-10 лев полноценный обед, во время которого Вам придется послабить поясок, а после - сыто рыгнуть.

    • 28.11.2013 13:40
      #
      - 0 +

      Уважаемый Egor Brednev!
      В комментариях Вы много и интересно пишете про оружие в Болгарии, но хочу напомнить, что эта статья про оружейные законы в Украине.
      Если Вы хотите поделиться интересной информацией с посетителями нашего сайта, напишите свою статью в рубрике "Блог". Тогда не будет оффтопа, плюс значительно больше людей прочитает Ваш материал.
      Спасибо.

      • 28.11.2013 17:27
        #
        - 0 +

        Да, я бы с радостью, уже все откорректировал, но -

        "У Вас недостаточно рейтинга. У Вас 0.2 единиц, но нужно более чем 5 единиц, чтоб писать в "Блоґ"."
        Пускай пока будет здесь?

      • 28.11.2013 17:39
        #
        - 0 +

        и где декларированное "равенство"?)))


Пожалуйста, залогиньтесь что бы иметь возможность комментировать