Об угловых минутах и метрах

| Винтовки | Автор: Web admin
Українською

Маленькая группа .308 калибром на 100 ярдовМаленькая группа .308 калибром на 100 ярдов

Не раз приходилось слышать, что рассеивание (некоторые называют это кучностью) оружия не зависит от расстояния, на котором ведется стрельба.

Это мнение – ошибочно.

На самом деле на больших расстояниях отклонение пули в сторону от точки прицеливания больше зависит от воздействия ветра, чем от свойств самого оружия. И чем легче пуля, тем больше значение ветра.

Например, на расстоянии 400 ярдов (365 метров) средний боковой ветер 16 км/ч отклоняет пули калибра .223 весом 55 гран на 19,5 дюймов, весом 69 гран – на 16,5 дюймов, а пули калибра .308 весом 175 гран – на 12,5 дюймов. Угловая минута на этом расстоянии – всего лишь 4,1 дюйма.

Кроме того, сверхзвуковая пуля теряет стабильность, когда ее скорость приближается к скорости звука. Именно этим эффектом и ограничивается максимальное эффективное расстояние для каждого калибра.

Так, например, для .308 это примерно 900 метров, для .300 Win Magnum – 1200 метров, для .338 Lapua Magnum – 1500 метров. Поэтому если ваша винтовка, например, калибра .308 дает 1/2 угловой минуты на 100 метрах, не стоит считать, что на 1000 метров будет тот же результат.

1,0 1 -1 2
Комментариев (24)

  • 16.11.2013 11:58
    #
    - 0 +

    Стреляйте дозвуковыми боеприпасами, господа! Да, у них крутая траектория и высокая материалоемкость - зато они валят телеграфные столбы и образуют проломы в дамбах!

  • 16.11.2013 15:45
    #
    - 0 +

    Правильно ли я понял характер заблуждения: дескать, если винтовка с рассеиванием, например, 1 MOA - это, якобы, справедливо для любых дистанций?
    А то складывается впечатление, что заблуждение касается круга рассеивания, выраженного в абсолютных величинах.

    • 16.11.2013 18:56
      #
      - 1 +

      Кучность боя винтовки 1 МОА гарантируется на её эффективной дистанции (примерно до звукового барьера) поправки на ветер, высоту и т.д. к этому параметру не имеют отношения.

      • 16.11.2013 19:05
        #
        - 0 +

        Мне казалось, что кучность, выраженная в угловых величинах - все же зависит от расстояния.
        Допустим,
        100 м - 0,8 МОА
        200 м - 0,9 МОА
        300 м - 1,0 МОА
        400 м - 1,1 МОА
        (скорость снижается до дозвуковой)
        500 м - 2 МОА
        600 м - 3 МОА

        И так далее.
        С трудом верится, что для всей рабочей (сверхзвуковой) дальности одинаковое угловое рассеивание.
        Я не путаю линейные и угловые величины, если что.

        • 16.11.2013 19:11
          #
          - 1 +

          Скажем в закрытом тире без внешних факторов винтовка даст то же рассеивание на 100 и 400м (1" на ста и 4" на четыреста). А вот на открытой местности будет сложнее, особенно если речь о 1500 или 2000 метров.

          К тому же стабильность группы зависит и от толщины ствола, скажем с тонкого ствола СВД уже после четвертого выстрела будут отрывы от группы.

        • 18.11.2013 15:17
          #
          - 1 +

          Это геометрия - равносторонний треугольник. Вершина - это точка стрелка (ствол), Основа треугольника - это есть расстояние между центрами точек боя. Если 1 угл. минута на 100 м - это 2,9 см. Производитель дает цифры на свой ствол (без учета навыка стрелка и ветров). Применив простую геометрию увидим, что увеличивая дистанцию (продлеваем стороны равностороннего треугольника) мы видим, что увеличивается его основа, Вот усредненно, можно утверждать, что с увеличением расстояния в два раза - "куча" увеличивается в два раза - это Аксиома не требующая доказательств.
          - То есть на 1000 м разброс будет 29 см (без учета навыка стрелка и ветров, чисто геометрия ствола) но есть но, 29 см - это только с чистом виде и только по горизонтали, по вертикале, там метровые понижения.
          - Для дистанций 1 км и более изначально всех устраивает разлет (чистый по стволу) в ширину корпуса, Не устраивает только вес пули. Угловые минуты будут одинаковы что у .308, что у .338LM, а вот сохранение энергии (на дистанции полета + выполнение работы) и противостояние боковым смещениям уже серьезны.

          В армейский калибрах самым важным - является не просто попадание в мишеньку, а выполнение конкретной работы за броней (!) А то уже бывало множество предложений брать бенчрестовые 6 мм калибры для армейский снайперов-нальнобоев, попасть то попадет, только бронежилет - это не мишенька не сурок...

          А с учетом бронебойной пули и сложнейшей задачи идеально по оси пули разместить упрочненный сердечник ... вот и затормозилось развитие армейской дистанции боя. По нормативу в США .308 снайперским (простой медно-латунной пуле-точенке) и пуле с бронебойным сердечником - дистанции в два раза. Если голых дикарей то можно стрелять и латунками, а в брониках - уже не работает. Вот почему дистанции боя против серьезных противников для снайпера 600 м - это уже на звание мастера-специалиста.

          • 18.11.2013 15:29
            #
            - 0 +

            Я не про геометрию спрашивал.
            Спасибо, пан Семенович и Микулич подтвердили мои предположения.

      • 16.11.2013 19:06
        #
        - 0 +

        Я не зустрічав, щоб виробник давав гарантію 1 МОА, наприклад, до 900 метрів для .308 калібру. Якщо можна, наведіть приклад такої гарантії.

        • 16.11.2013 19:15
          #
          - 1 +

          Тому що ця куля не є стабільною на такій дистанції. Дистанція до 800м це її максимум.

          • 16.11.2013 19:22
            #
            - 0 +

            Неправда) Я ж навів приклад відстрілу на заводі у Lake City. 168 гранів ще надзвукова на 1000 ярдів. 175 гранів - й на 1000 метрів.

            • 16.11.2013 19:26
              #
              - 1 +

              Це одиничний стандарт, а не стандарт калібру .308.
              Валові снайперські боєприпаси 7.62 НАТО в армії (Сьєрра наскільки я памятаю) еффективні по ростовій фігурі до 800 метрів. Все решта це вже Lucky Strike :)

              • 16.11.2013 20:50
                #
                - 0 +

                Якщо ви маєте на увазі патрон M118LR, з кулею Sierra, то вона важить якраз 175 гранів. І зберігає надзвукову швидкість до 1000 метрів. Відомі й випадки ураження на таких відстанях. Але то справжні майстри.

                • 16.11.2013 23:24
                  #
                  - 0 +

                  Майстерність тут лише частина успіху, треба ще трохи фарту :)

    • 16.11.2013 19:05
      #
      - 1 +

      Иными словами параметр МОА (угловая минута) является величиной измеряющей врожденное рассеивание конкретного ствола в идеальных условиях - рассеивание это будет в любом случае ибо разность начальных скоростей пуль, ибо деривация, ибо нагрев ствола и ибо ибо ибо... Поправки по высоте и ветру, климатические условия, плавность спуска, прикладка к винтовке это уже зависит от стрелка.

      • 16.11.2013 19:09
        #
        - 2 +

        это-то понятно. Но я не верю, что это рассеивание представляет собой конус (на рабочих дистанция).
        Должен быть гиперболоид, скорее.

        • 16.11.2013 19:23
          #
          - 1 +

          На практике так и будет, потому как каждый выстрел уникален, а МОА это проекция идеального разброса.

          • 16.11.2013 19:41
            #
            - 0 +

            я понял.
            То есть в реальной практике МОА - это не универсальная величина даже для одного патрона.
            Это величина, которая скорее определяет класс оружия (именно в таком контексте споры здесь, кстати, и ведутся).

            Можно, конечно, разделить отклонение на дальность, взять арктангенс и сказать, например: "я достиг 1 МОА" :)

            Но пересчитывать это 1 МОА на другую (даже рабочую) дальность - не совсем корректно.

            Я правильно понял, что отстреливать винтовку нужно на всех рабочих дальностях? Не через каждые 50 м, конечно.

            • 16.11.2013 20:46
              #
              - 1 +

              Якщо ви настріляли в межах однієї кутової хвилини, наприклад, на 500 метрах, є багато шансів, що на 100 метрах кутовий розмір вашої групи буде ще менший. Навпаки - сумнівно. Треба пробувати.
              До речі, тригонометрія тут без потреби. Достатньо знати, що 1 кутова хвилина відповідає 29 мм на 100 метрах. Далі - суцільна арифметика.

        • 18.11.2013 15:26
          #
          - 0 +

          Как и говорил выше, по горизонту - это геометрия конуса,а по вертикали парабола, там серьезные понижения.

          • 18.11.2013 15:30
            #
            - 0 +

            нет, и по горизонту тоже не конуса. Рассеяние прогрессирует.

    • 16.11.2013 19:11
      #
      - 0 +

      Мова про те, що маленькі групи на 100 метрах не гарантують влучної стрільби на великих відстанях. На них і розсіювання більше, і більше факторів впливу.

      • 16.11.2013 19:19
        #
        - 2 +

        Ну звісно, особливо стосовно .223 який за рахунок малого калібру дає дуже маленьку группу на ближній дистанції а далі зноситься вітром.

        • 18.11.2013 15:49
          #
          - 0 +

          Да. два месяца назад производили отстрел .223 рема со ствола болтового карабина Ижмаш Легион Барс 4 www.izhmash.ru , было установлено, что пуля начинает быть нестабильной раньше чем падая достигается скорость звука.
          - На дистанции в 450 м. собирали до 170 мм кучу.
          - На дистанции до 250 м уже с коллиматором Кобра (Тула) без оптики, после практики, ложил в грудную мишень все пули
          - более 500 м пуля полностью себя вела как хотела по ветру.

          Патроны лучше себя показали Барнаул .223Rem HP (с типом пули HPBT) www.barnaulpatron.ru

  • 16.11.2013 19:08
    #
    - 1 +

    Чем дальше мишень тем сложнее просчитать все поправки, ветер то может меняться... Форма пули и материал из которого она изготовлена определяют ее стабильность в полете.


Пожалуйста, залогиньтесь что бы иметь возможность комментировать