Смертельное оружие украинской армии: взрывающиеся минометы и «косые» пулеметы
Оружие украинской армии
После того, как стало понятно, что военные действия на Востоке Украины не закончатся не то чтобы через «считанные часы», но даже через «два-три месяца», перед украинской армией остро стал вопрос нехватки оружия.
Запасы вооружений и боеприпасов, оставшиеся в наследство от армии СССР, стремительно иссякали. А новые образцы вооружений, изготовленные во времена независимости, поступали в армию не часто.
Сформировавшуюся потребность в орудиях войны решили покрыть за счет мощностей Укроборонпрома, в который вошло более сотни предприятий. И действительно, по бумагам спрос перекрывали справно, вот только, когда оружие начало поступать на передовую, по мнению самих бойцов, такая подмога скорее могла расцениваться, как диверсия.
АК-74, АГС-17, РПК, ДШК, ПКМ, РПГ-7. Что объединяет все эти аббревиатуры знает, скорее всего, не каждый. Хотя, за последние два года противостояния на Востоке Украины, с ними в той или иной мере познакомились сотни тысяч жителей нашей страны. Некоторые из них даже начали отличать их «работу» на слух. Так вот, все эти сокращения названий стрелкового оружия разного калибра объединяет то, что они и ныне находятся на вооружении сухопутных войск украинской армии.
А еще их объединяет дата выпуска – не моложе средины семидесятых годов прошлого века. И если уже этот факт способен кого-то удивить и возмутить, можно еще вспомнить о случаях применения в рамках АТО славного «пулемета Максима», которым по поверью пользовался еще Чапаев. Вещь безусловно хорошая, но, учитывая, что она практически не модернизировалась с 1910 года, возникает ряд вопросов о ее соответствии реалиям современной тактики ведения боя.
Описанными выше орудиями украинская армия и сдерживала натиск противника на начальных этапах АТО. А местами и по сей день продолжает сдерживать. Тем не менее, время шло, военный сбор поступал и у государства появилась возможность усовершенствовать вооружение украинских военных. По всей видимости, чтобы деньги оставались, так сказать, «в семье», было решено, что никакие заморские технологии нам не нужны – справимся и своими силами. Тем более, у нас есть Укроборонпром, а он «могёт». Потом были сообщения о «кувыркающихся» бронемашинах, бронежилетах из которых выпадают пластины и плавящейся военной форме.
Одним словом, разных сообщений было довольно много. Следствием большинства из них, к счастью, стали последующие разбирательства и модернизации. Однако отдельно хотелось бы остановиться на наиболее востребованных образцах инженерной мысли, состоящих на вооружении наиболее задействованного в рамках АТО рода войск – сухопутных. В частности, мы поговорим о наново модернизированных ПКМ-ах и гордости отечественной оборонной промышленности минометах «Молот». И тот, и другой образец передовых технологий – детище киевского предприятия «Маяк». Того самого, которое в советские времена покоряло сердца жителей Союза магнитофонами «Днепр-2» и «Днепр-3», а также телевизоров «КВН» и «Рекорд», а впоследствии и самой известной одноименной маркой кассетных магнитофонов «Маяк».
Оружие украинской армии
Основная проблема украинских ПКМ-ов, по словам волонтера Романа Доника, заключается в том, что они предназначены скорее не для стрельбы, а для ее имитации. «Планка (ред.: «планка Пикатинни», которая по идее устанавливается для использования современных прицелов) перекрывает целик (прицельное приспособление) до 400 метров. То есть, до 400 метров прицельно стрелять невозможно» - раскрывает суть проблемы волонтер. При этом, основная вина за этот просчет, по его мнению, лежит не только на изготовителе, но и на заказчике.
«По закону, на заводе после модернизации, должны были пристрелять пулемет. Это называется приведение пулемета к нормальному бою. Пристреливают пулемет на 100 метрах при установке целика на 300. То есть, на заводе не могли пристрелять пулемет. На каждую пристрелку есть акт ОТК. С мишенями и заполненными формулярами по каждому пулемету. То есть имеется массовая подделка ОТК и массовая фальсификация по пристрелке. Это оружие не просто изуродовано. Оно фактически выведено из строя. Снять планку просто так не получится, потому что нужно заклепать те отверстия которые сделали раньше» - рассказывает Доник.
Однако, выход из сложившейся ситуации, по информации имеющейся у волонтера, в недавнем времени все-таки был найден. После неоднократных обращений во все возможные инстанции со стороны волонтеров, солдат и журналистов, руководство ВС зашевелилось и пообещало вернуть продукцию на доработку.
«Что касается пулеметов, которые производятся на заводе «Маяк», кажется проблема с тем, что из них невозможно было вести прицельный огонь на дистанциях до 400 метров, понемногу решается. Во всяком случаи, часть из них точно была отозвана и уже прошла модернизацию. Понятное дело, что все пулеметы с передовой в одночасье никто снимать не будет. Тем более, что в них есть большая потребность. Но постепенно их все же меняют» - сообщает Роман Доник.
Что же касается другого изобретения инженеров «Маяк» - 120 мм миномета «Молот», тут история модернизации только начинается. Оно и понятно, ведь оружие сошло с конвейера сравнительно недавно и практически не успело «проявить» себя в боях. Не вселяет особого оптимизма и тот факт, что разработано это грозное оружие победы было «в сжатые сроки» и на основании характеристик, взятых из интернета, о чем заявил сам главный инженер завода.
Оружие украинской армии
Насколько хорошо им это удалось, мы решили поинтересоваться непосредственно у украинских артиллеристов, в распоряжение которых попало это чудо техники. И вот что мы узнали. По словам Николая (ред.: имя изменено) бойца минометного расчета вооруженных сил Украины, минометы «Молот» - это провал Укроборонпрома.
«Начнём с металла. Он действительно плохого качества. После обслуживания, проходит пару дней, ствол и механизмы ржавеют! Миномет новый, прицелы ещё советские. Оборонпром об этом, наверное, забыл. Колесный ход – ужасного качества, я не знаю сколько он выдержит по дорогам Донбасса, но на полигоне, мы не доехали до огневых позиций, лопнул амортизатор. Также, на него нет таблицы стрельбы, приходится стрелять по таблице 2Б11 (сани), но это совсем не то» - рассказывает военнослужащий.
Не заставили себя ждать и первые данные о жертвах новых минометов, поступивших в распоряжение украинских военных. Летом этого года на полигоне Широкий лан во время учений погиб командир минометного расчета. Еще 10 человек – получили ранения. Однако однозначно утверждать, что пострадали они именно из-за дефектов самого «Молота», никто не берется. По словам нашего источника из ВС, это могло случиться и по вине некачественных боеприпасов.
«О боеприпасах что-то особо конкретное не могу сказать, слышал, что были случаи, когда мина разрывалась в стволе и в старых ПМ и в санях. Как по мне, это ошибка людей, которые отгружают эти самые боеприпасы со складов, не проверив. Также хочу отметить, что по технике безопасности, рекомендовано стрелять только со шнурка. Но когда нужно сделать работу быстро и уйти, это занимает больше времени, нежели просто поставить миномет на иглу».
Не настаивает на том, что новые украинские минометы опасны для своих же и волонтер Роман Доник. По его словам, некоторых погрешности в его конструкции безусловно имеются, однако основная проблема с этой разработкой заключается в ее цене, достигающей отметки в пол миллиона гривен.
«Думаю, что проблема не в самих минометах. Поймите правильно, миномет – это железная труба, рассчитанная на взрыв порохового заряда, приводящего мину в действие. О других механических деталях я не говорю, по их поводу у бойцов вопросы возникают справедливо. Однако в то, что сама эта труба стала причиной несчастных случаев, о которых сообщали, - маловероятно. Разве что, если сам миномет долгое время лежал в воде и металл успел прогнить. Такое могло, конечно, случиться, поскольку современные сплавы, они более пористые и более подвержены коррозии.
Мне кажется, тут скорее дело в качестве боеприпасов. Или в двойной зарядке. Действительно в стрессовой ситуации минометчик мог не дождаться выхода первой мины из ствола и заложить вторую, о которую сработал взрыватель первой. Но я не думаю, что такой случай зарегистрирован где-то в официальной статистике.
Другое дело – вопрос о стоимости производства такого миномета. Вполне вероятно, и я слышал подобную информацию, что если учитывать качество металла, из которого этот миномет производится, его цена должна быть на порядок ниже той, по которой он сейчас поступает в вооруженные силы» - резюмирует Доник.
О дороговизне, производимой для украинской армии техники, и о непрозрачности государственных закупок в этом секторе неоднократно заявляли и многие политики. В частности, по словам заместителя главы ВРУ Оксаны Сыроед, тот факт, что госзакупки в оборонном секторе на данный момент засекречены – помогает скорее скрыть правду не от врага, а от своих же сограждан: «Не верьте никому и никогда, когда вам будут говорить, что мы не можем обнародовать, что мы покупаем за бюджетные средства. Нам будут говорить, что это большая тайна, что враг может об этом узнать. Это неправда. Потому что враг то, что ему нужно, знает давно. А то, что покупается за государственные деньги, люди имеют право знать».
Тем временем, деятельностью Укроборонпрома заинтересовались не только украинские депутаты, но и Западные партнеры нашей страны. Чтобы приподнять завесу над таинством процесса, при котором государство покупает оружие само у себя, при поддержке Transparency International был создан Национальный антикоррупционный комитет по вопросам обороны. Свою работу он начал в октябре этого года. И, по словам одного из его членов Севгиль Мусаевой-Боровик, уже в этом декабре мы сможем увидеть первые результаты их деятельности. Основная цель организации – повышение прозрачности государственных закупок в оборонной сфере. Один из основных объектов исследований – деятельность Укроборонпрома.
«Проблема с засекреченностью всех данных, связанных с оборонкой, действительно есть. Мы будем поднимать вопрос о том, какие из этих данных могут стать публичными, а которые не могут. Наши эксперты понимают, что имеют дело со страной, находящейся в непосредственном конфликте, и не будут требовать опубликования данных, которые могли бы навредить. Но также мы видим, что есть вещи, которые не могут быть под грифом секретности, поскольку не несут никакой угрозы, но при этом, они представляют собой благодатную почву для злоупотреблений» - отмечает Севгиль.
Не равен час, что после выхода этой статьи кто-то, например, исправит конструкционные погрешности того же миномета «Молот», как это было с ПКМ-ом, за «перековку» которого взялись только после того, как он попал в поле зрения прессы и общественных организаций.
Автор Юрий Кравчук
Якщо зараз, у військовий час, не можна розголошувати дані закупівель Міноборонпромом різного непотребу, то може варто використати і інші заходи пов'язані із застосуванням терміну "військовий час"? Наприклад розстріл за крадіжки і саботаж?
"...Тобто є масова підробка ОТК і масова фальсифікація по пристрілюванню..." Ось у цьому і криється основна проблема! А також у фальсифікації результатів випробовування(яке повинно бути після любої модернізації) зброї у військових частинах. Таке враження, що ці висновки пишуть люди які навіть не бачили тих випробовувань, та ще й під диктовку замовника.
Пожалуйста, залогиньтесь что бы иметь возможность комментировать