Оптика или коллиматор? Если стрельба важнее гонора

| Факты, статистика и аналитика, Оптика и освещение | Автор: Сергей Стрельцов

Фото со странички facebook Сергея СтрельцоваФото со странички facebook Сергея Стрельцова

Те, кто планирует покупать нарезной полуавтоматический карабин тактического направления (ну или уже купил), так или иначе, сталкиваются с выбором прицельных приспособлений.

Традиционалисты ратуют за механические прицельные приспособления, как наиболее универсальные. Ну, с их рациональной точки зрения. Я кстати, с ними соглашусь. Если конечно, у Вас со зрением все в порядке.

Те же из владельцев нарезного оружия, которые могут потратить какое-то дополнительное количество денег сверх стоимости самого карабина, сталкиваются с реальной проблемой выбора.

«Механика – это как-то дешево, я ж, типа, могу!» Ну, или если со зрением не совсем хорошо, тогда то же возникает вопрос. Но уже с более приземленной точки зрения: а мне чтобы увидеть, куда попадать, небось, оптика нужна? Или коллиматор?

Ну и третий вариант – рекомендации «ведущих собаководов», которым иногда слепо следуют леминги (ой, извините), «пересічні громадяни».

Итак, попробуем разобраться, какое прицельное приспособление для чего надо, и чем оно может помочь стрелку.

Самое главное, что стрелок должен понять: прицельное приспособление призвано помочь попасть в цель путем прицеливания. Если вы цель не видите, прицельное должно помочь ее увидеть. А не создавать проблемы или сложности стрелку тем, что оно (это прицельное приспособление) – такое красивое! И пофиг, что оно не позволяет попасть в цель. Зато это так антуражно! Фигня полная.

Если винтовка приобретена для понтов в виде сервантного хранения и редкой демонстрации друзьям и знакомым в домашних условиях – тогда пофиг, какой или какие прицелы и всякие тактические шняги владелец на нее навесит. Тут чем страшнее, массивнее, ребристее и «милитаристее» – тем круче! Размер имеет значение!

Для всех остальных скажу так: если собираетесь стрелять и попадать, тогда, в первую очередь, выбирайте прицельные приспособления, исходя из следующих факторов:

1. Винтовка/карабин планируется для войны, для спорта или охоты? Во всех случаях возможно множество комбинаций.

2. Зрение нормальное или нет? Исходя из этого, сразу можно отбросить те варианты, которые точно работать не будут.

И нефиг обвешивать винтовку лишними железяками. Вам потом с этим взлетать! И каждая железака что-то весит.

Итак, ближе к конкретике.

Механические прицельные приспособления (или по-простому – механика)

Это, как правило комбинация, «мушка+целик» в разнообразнейших вариантах исполнения. Эти прицельные приспособления требуют умения совмещать их в одну линию, и наводить на цель.

Из опыта скажу: если Вам рассказывают, что нужно учиться стрелять интуитивно «по стволу» или еще как-нибудь «по-спецназерски», сразу плюйте говорящему в глаза. Они ему все равно не нужны. Для любого попадания (это собственно, и есть цель любого выстрела) нужно смочь прицелиться. А вот когда выстрелите из Вашей винтовки тысяч двадцать-тридцать выстрелов, тогда и поговорим про «интуитивную» стрельбу.

Механика, как правило, стоит на всех военных карабинах. Наставлений по использованию – вагон и маленькая тележка. Ну, или добро пожаловать в интернет. Если программа, в конце концов, не заработала, то можно и у нормального инструктора поучиться. Это полезно. Меньше времени займет обучение. Да и по итогу дешевле выйдет.

Коллиматорный прицел (или в простонародье – коллиматор)

Это электронно-оптический прицел, который проецирует точку или прицельную марку какой-либо другой формы на стеклянный экран внутри самого себя. Стрелок смотрит сквозь коллиматор, видит прицельную марку (чаще всего – яркую точку), наводит на цель, стреляет, по идее, может попасть. Если правильно выстрелил. Тут всякое бывает.☺

Обычный коллиматорный прицел НЕ ИМЕЕТ УВЕЛИЧИТЕЛЯ! И сам на цель не наводится. И не помогает неумехе стрелять лучше. Он скорее только мешает. Поэтому очень рекомендую сначала научиться пользоваться механическими прицельными. Тогда коллиматор поможет. Иначе, скорее всего, будет только во вред.

Если вы где-то прочитали такую умную фразу «коллиматор, в отличие от оптики, не имеет параллакса», то поверьте на слово – если криво прицелиться, то, скорее всего, все равно не попадете. Поэтому не читайте всякую гадость. Лучше научитесь правильно прицеливаться.

Сразу раздастся вой возмущенных тактических выживальщиков! Как же, по нашей прЭлести грязными лапами прошлись! Но я еще раз повторяю: если стрелять и попадать не умеете, коллиматор не поможет. Он поможет умелому стрелку, поможет в сумерках, в темноте, когда механику не видно, поможет в здании, когда на темном фоне опять же не видно механику. И, в принципе, всё!

Если хотите получить увеличение кратности в прицеле, тогда коллиматор можно дополнить магнифером (или «магнифаером» – как хотите, так с английского и переводите). Этот самый магнифер устанавливается между глазом стрелка и коллиматорным прицелом. Таким образом, получается оптический прицел из двух частей. Этот комплект более удобен для тактических стрелков (военных, ЧВКашников и т.д. и т.п.).

Магнифер может при необходимости откидываться в сторону, когда Вам нужно стрелять на короткие и средние дистанции. Зачем? Потому что на короткой дистанции, при стрельбе сквозь увеличитель, стрелок может вместо целой фигуры врага в прицеле увидеть кусок рубашки с большими пуговицами. Неудобно, однако!☺

Оптический прицел (или кратко – оптика)

Если вы не хотите возиться с массой железяк, у Вас есть деньги, и Вы хотите понимать, куда попадаете, ставьте оптический прицел. Эти прицелы позволяют хорошо видеть цель на больших расстояниях (если, конечно, Вы не купили "бюджетную" китайскую срань), кратность увеличения может начинаться с х1 (т.е. на минимальной кратности они могут заменять коллиматор), при максимальных кратностях через них видно ГОРАЗДО лучше, чем через коллиматор с магнифером.

Короче – вариантов море. Я, кстати, гражданским стрелкам рекомендую именно оптику, как наиболее универсальный вариант прицельного приспособления. Тогда винтовка может стать более-менее универсальной. Но опять же, все зависит от задач, требований, условий эксплуатации и зрения стрелка.

Но запомните, что без умения целиться и попадать выстрелом в цель, НИКАКОЕ прицельное приспособление за Вас никуда не попадет. Поэтому если Вы решили приобрести карабин, то Вам так или иначе придется ездить на стрельбище и стрелять.

И обязательно пристреливать свой карабин с завидной регулярностью. Потому что разные патроны стреляют по-разному. В разную погоду пульки летают по-разному. И карабин иногда падает. Что тоже может не пойти на пользу прицельным приспособлениям.☺

0,875 1 -1 16
Комментариев (31)

  • 20.03.2017 13:29
    #
    - 6 +

    Как-то многовато текста для одной только центральной фразы:"учитесь стрелять" :)

    А вообще не согласен про коллиматоры, они помогают стрелять быстрее и точнее, особенно на коротких дистанциях, особенно с АРками. АРочная механика мне совсем не нравится, с АКшной стрелять проще как по мне.

    Насчет оптики я бы еще добавил что есть оптика 1х-хх, так вот это обман и провокация, обычно даже в дорогих прицелах этот 1х не честный он с кратностью, хоть и очень маленькой, из-за этого когда два глаза открыты у тебя картинки не совмещаются и работать очень тяжело, так что к такому нужно привыкать.

    В итоге я бы сказал что на близких средних дистанциях коллиматор - идеальное решение, помогает стрелять быстро и точно.
    На дальних >200м уже сильно хочется оптику, хотя магнифер в принципе покрывает большинство потребностей.
    А механика - либо самое бюджетное решение, либо страховка на случай выхода из строя основных прицельных.

    • 20.03.2017 22:59
      #
      - 2 +

      КОЛЛИМАТОР не помогает стрелять быстрее и точнее, он лишь УПРОЩАЕТ ПРИЦЕЛИВАНИЕ.

      Что в свою очередь ПОДГОТОВЛЕННОМУ стрелку, позволит стрелять БЫСТРЕЕ и ТОЧНЕЕ.

      Нет никакого смысла в коллиматоре, если стрелок будет дергать спуск, неэффективно удерживать оружие, находится в неудобной стойке и т.д.

      По большому счету автор прав, нужно уметь стрелять с механики в базе. Понимать азы. А потом уже двигаться к прицелам разного рода с пониманием того, что они лишь упростят твою работу, а не сделают ее за тебя.

  • 20.03.2017 14:39
    #
    - 6 +

    Вставлю свои 5 копеек. Перепробовал разное и всякое, мне, носящему очки коллиматор не сидит, вместо точки-что то вроде огурца. Поставил тактическую оптику с зумом 1-4,5 -отлично.

  • 20.03.2017 15:49
    #
    - 3 +

    Z-15 16", приціл 1-4х24. Обрав за універсальність. На близьких дистанціях використовую як коліматор, на дальніх на максимальній кратності. Не маю ніяких з тим проблем. Для піхотної гвинтівки найкращий варіант.

  • 20.03.2017 16:19
    #
    - 3 +

    Все эти вопросы из разряда цвета и вкуса фломастеров. У меня критически мало опыта для подробной статистики удобства, только наблюдения за малыми группами стрелков разной степени готовности.

    Механика - на самых популярных в стране карабинах сделана без возможности манипуляции по боковым поправкам со стороны целика. Хочешь поправки - таскай мушковерт. При этом ставить оптику или коллиматор на АК образные, это вопрос лишнего геморроя с планками. Стрелять с механики нормально с ходу могут два-три человека из десяти (проверял неоднократно массовыми походами в тир). Особо отвратно результаты становятся в реальных условиях, из за полного перекрытия вида цели в нижней полусфере стрелки теряют цель и долго водят стволом пытаясь разглядеть ее.
    Коллиматор - хорошая штука, но вот исполнение у многих доступных по цене устройств просто оторви и выкинь. Каждый выстрел - сбивается в одну из сторон не смотря на трещотки и фиксаторы. А покупать оптоэлектронику ценой в пол карабина как-то....бессмысленно.. Стрелять и понимать куда попадет с ходу могут 6-7 человек из десяти. На природе даже не яркая точка "засвечивает" мишень и при уходе оружия с цели, оператор водит точкой, пока глаз не адаптируется. При переходе с яркого окружения в темное коллиматор натурально портачит стрелку всю работу. Глаза не адаптируются к потемкам. Не говоря уже о "зайчиках" при включении ночью на макс яркость (кнопочные устройства часто сразу ставят макс яркость).
    Оптика (фиксированная) от 1.5х до 4х - Прекрасное решение для карабина, если брать компакты, устанавливающиеся на дистанции 20см от глаза. Классическая длинная оптика которая ставится к глазу в притык, на карабине - это глупо. С компактной оптики могут стрелять в тире не более пяти человек из десяти. А из обычной длинной стрелять могут 1-2. Потому что остальные боятся прилета линзы окуляра в глаз. Причем из оптики на природе результаты у многих выше чем в тире. Застрелить дикую пивную банку получилось практически у всех, тогда как при работе с механикой или коллиматором 8 из 10ти просто изводят патроны почем зря.

    • 20.03.2017 16:39
      #
      - 0 +

      Стрельба одиночными по дикой пивной банке - это совсем другой сценарий.
      Вы попробуйте с оптикой держать взглядом группу целей и переносить между ними огонь, при чем делать это быстро. Или попереносить огонь между целями на разной дистанции. А потом попробуйте то же самое с коллиматором, или даже с той же механикой.

      • 20.03.2017 17:24
        #
        - 4 +

        Поэтому я и указывал тип оптики. Не обычная, а та, которая требует расстояние до глаза в 20см и позволяет целиться с обеими открытыми глазами, видеть и контролировать все цели. Еще есть так называемая "пистолетная" оптика. Для нее нужно расстояние вытянутой руки". Обычно увеличение 2х. На длинных карабинах на базе РПКМ можно высокими кронами ставить на ствол. Надо только защищать от тепла.

        • 20.03.2017 18:00
          #
          - 1 +

          Ясно.
          Я вообще писал к тому что с оптикой вообще тяжело с двумя открытыми глазами работать, а воспринимать при этом информацию от двух глаз сразу - еще тяжелее, мир плывет двоится и размывается, нужна хорошая тренировка. Тем более новичку.

      • 20.03.2017 18:39
        #
        - 3 +

        Вы только не обижайтесь, но это ... ну короче, это некорректное мнение. :))) На ниже представленных видео - винтовки с переменной оптикой (от Х1 ...).
        Первое видео: Сергей Стрельцов (это я) МС Украины, 13 кратный чемп Украины, инструктор, работаю с гражданскими и военными уже несколько лет. По итогам Центрально-Европейского чемпионата 2016 - 4-й в Европе в своем классе.
        www.facebook.com
        Второе видео: Виталий Васин, МСМК, Чемп Украины, по итогам Чемпионата Мира 2015 - №7 в своём классе в мире.
        www.youtube.com
        Так что не нужно огульно о том, в чем вы не совсем разбираетесь.

        • 20.03.2017 19:51
          #
          - 0 +

          А почему огульно?
          Я просто свое мнение высказал, да я видел что многие практики стреляют с оптикой, но мне не зашло, коллиматор для меня оказался сильно удобнее.

  • 20.03.2017 18:47
    #
    - 2 +

    Для понимания вопроса: мой настрел из нарезных карабинов с 2006 года составил более 50`000 (пятидесяти тысяч) выстрелов. Начинал с АК с механикой (около 25`000), потом - разные винтовки (другие АК, АУГ, AR-15. Z-15 от Зброяра я собирал себе на Зброяре еще при Коневе. № винтовки - 00024. Ствол из нержавейки умер после 7`000 выстрелов. Я писарил эти винтовки на рынке Украины почти с самого их появления. :)
    Так что писал я о том, в чем немного понимаю.

    • 20.03.2017 18:48
      #
      - 2 +

      Пиарил. Опечатка.

      • 20.03.2017 20:04
        #
        - 0 +

        Дайте, будь ласка, марку і модель найдешевшого із надійних міцних загонників якщо маєте на цей рахунок власну думку.
        Дякую.

        • 20.03.2017 20:55
          #
          - 3 +

          Vortex Optics Viper PST 1-4x24 или StrikeEagle 1-6x24. Лично мне у PST нравится сетка, позволяет стрелять выносом до 600м включительно.

          • 20.03.2017 21:08
            #
            - 0 +

            Дякую. Сітка на Viper дійсно краща.
            А чому StrikeEagle дешевший не знаєте?

            • 21.03.2017 12:35
              #
              - 0 +

              увы не знаю, надо характеристики сравнить.

            • 21.03.2017 18:39
              #
              - 0 +

              Viper заповнений аргоном, віддалення зіниці 4", максимальна можливість коригування - 220 МОА, 24МОА за оберт. Strike Eagle заповнений азотом, віддалення 3.5" та коригування лише на 140 МОА з 44 МОА за оберт.

              Це те що видно з порівняльної таблиці на сайті виробника.

        • 20.03.2017 21:04
          #
          - 1 +

          Из бюджетных коллиматоров, советую Burris FastFire (~ $340 у нас). Очень надежен, на моем ружье 12к тыщ 10 настрела уже пережил. Не советую Eotech XPS2-0, умер после 5000 примерно. Из дорогих хорош Aimpoint - Micro H-2. Для эксперимента, жене поставил китайца за 1000 грн, но у нее на нем настрела около 300 патронов, маловато для статистики.

          • 20.03.2017 21:28
            #
            - 0 +

            А з цим коліматором мали справу? Тримав його на виставці - дуже сподобався (сайт в них правда той іще...).
            www.meprolight.com{2D1A5EA0-9AE1-4487-8E2B-CBBF5641658B}&details_type=1&itemid={43D15961-96C2-4C41-9BDE-EA213B6836A1}

            • 20.03.2017 21:30
              #
              - 0 +

              Посилання некоректно відобразилось.
              Модель MEPRO M5 / MEPRO RDS PRO

    • 20.03.2017 19:59
      #
      - 0 +

      Ну вот как практитк, скажите. Берем условно новичка который никогда раньше не держал в руках оружия. Ставим его на упражнение с штурмом помещения. За 10 минут объясняем как целиться и стрелять.
      По вашему мнению с чем он лучше пройдет, с оптикой или коллиматором?

      • 20.03.2017 21:21
        #
        - 2 +

        К оптике нужно дольше привыкать, с коллиматором проще. Я с механики начинал в карабине, затем коллиматор, но коллиматор на дистанции 100+ уже не то для моих задач (попадать в цель диаметром 20см). Поэтому перешел на оптику переменной кратности, от 0 до 100 на 2х, далее на 4х.

  • 20.03.2017 19:56
    #
    - 0 +

    Как по мне колиматор помогает стрелять с открытым вторым глазом, так как второй глаз не фокусируется на мушке и не мешает первому навести мушку на целик. По крайне мере я все ни как не могу научится стрелять через механику с открытым левым глазом, сразу мозг перелючается на левый глаз и я не вижу картинку с правого.

    • 20.03.2017 20:04
      #
      - 0 +

      вот похожая штука и с оптикой, гала видят разную картинку и нужно уметь переключаться между ними. Если нет серьезной практики это вызывает проблемы.

    • 20.03.2017 21:18
      #
      - 3 +

      попробуйте такое упражнение:
      Чтобы первое время «слабый» глаз не мешал, нужно наклеивать на линзу очков перед зрачком слабого глаза кусочек «мутного» скотча. Это даст возможность прицеливаться без прищуривания «слабого» глаза. Через некоторое время у вас разовьётся необходимый навык, и скотч можно будет отклеить. Вы будете прицеливаться с обоими открытыми глазами, и это будет происходить естественно, без напряжения.

      • 20.03.2017 21:22
        #
        - 1 +

        Да я вроде уже нормально переключаюсь. Правда для себя другое упражнение придумал, садился перед окном целился в здание напротив и "силой мысли" переключался между глазами что бы видеть либо картинку через прицел, либо панораму

        • 20.03.2017 23:20
          #
          - 0 +

          Добре що в мене навпроти сусідів не має. Я теж так тренуюсь. )))

  • 20.03.2017 20:51
    #
    - 2 +

    Для динамической стрельбы на дистанции 0-600м хватает прицела с кратностью 1-4(6) . Из бюджетных прицелов рекомендую Vortex Optics Viper PST 1-4x24 или StrikeEagle 1-6x24. от 0 до 100м стреляю на кратности 2х остальное на 4х. Сравнил свой Viper PST c топовым Сваровски.... Свар светлее, поле зрения шире, но не настолько что бы переплачивать 2000 евро :)) да, и к томуже Свар более критичен к вкладке, хотя это может с непривычки :)

  • 20.03.2017 20:54
    #
    - 2 +

    По поводу стрельбы с оптикой и механикой, я стреляю с обеими глазами открытыми, это вопрос тренировки. Есть упражнения, которые позволяют выработать такой навык.

  • 22.03.2017 16:47
    #
    - 0 +

    Зачастую кто покупает себе винтовку, уже имеет достаточно опыта в эксплуатации огнестрельного оружия, и достаточно средств для покупки любой оптики.
    Для винтовки типа АR можно иметь и то и другое
    Для высокточных изделий - оптику

    Для АК- с чем интересно играться. Коллиматор можно ставить на цевье и стрелять на 100-200 метров
    Оптику ставить для АК имеет смысл только на ластохвост.


Пожалуйста, залогиньтесь что бы иметь возможность комментировать