10 неписаных правил ближнего боя – CQB от израильского спецназа. Часть 2
10 неписанных правил ближнего боя – CQB от израильского спецназа
Добро пожаловать в продолжение серии “Топ-10 неписанных правил ближнего боя”! В предыдущей части мы рассказали о первых двух – это правила фиксации прицела и использование фонарей.
Термины CQB (Close Quarters Battle), или CQC (Close Quarters Combat), что то же самое, означают не столько бой на ближней дистанции, в буквальном его понимании, сколько бой или, если хотите, огневой контакт в ограниченных пространствах, то есть – комнатах, коридорах, галереях и так далее.
Перестрелку в каком-нибудь дальневосточном поселении тоже можно с натяжкой назвать “ближний бой“, так как вездесущие стены, двери, коридоры и дома серьёзно ограничивают и видимость, и пространство для манёвра.
Прежде чем мы продолжим, хотелось бы напомнить, что приведённые далее «правила» – не откровение, они скорее напоминают то, о чем часто просто забывают или даже не знают.
3. “Разделяйте” внимание противника
Буду честен – я не был до конца уверен, стоит ли включать данный пункт в список. Дело в том, что реализация этой техники требует крайне высокого уровня профессионализма, который даётся только с внушительным опытом работы в спецподразделениях.
Разделение, отвлечение, “рассеивание” внимания противника или, другими словами, нарушение его цикла OODA (observe – orient – decide – act, или, по-русски, цикл НОРД – наблюдение, ориентация, решение, действие) является одним из важнейших принципов CQB, особенно, когда противник опытен и другие средства не работают.
Однако, прежде чем я окунусь в детали, приведу более общий пример.
Когда мы тренировали штурм укреплений малыми огневыми группами, мы использовали очень простой, но эффективный метод. Кратко описать метод можно как “подавить и ударить с фланга”, и вот как он работал:
1. Первоначально одно из отделений с одной или нескольких позиций открывает огонь из тяжелого, автоматического или снайперского оружия.
2. Через несколько минут обстрела другое отделение начинает медленно обходить укрепление и “беспокоит” противника огнём с флангов.
3. Используя различные углы атаки, мы заставляем врага распределять усилия и дробить свою оборонную мощь на отдельные куски, которые автоматически и не согласованно с другими реагируют на всё, что они видят перед собой.
4. Разбив оборону врага на части и постоянно нарушая цикл OODA их командира, мы в итоге уменьшаем силу и способность противника немедленно реагировать на наши действия.
КРАСНЫЕ: превосходящие численностью средневековые рыцари, которые эффективно сражаются в плотном строю. СИНИЕ: стрелки с мушкетами, без брони и защиты, не имеющие права на ошибку. Обратите внимание, что тот же принцип “рассеивания” внимания, который здесь более уместно назвать “разделение сил”, используется, чтобы сделать линию построения противника более уязвимой.
Как это использовать в CQB?
Когда всё происходит очень быстро, механизм противодействия нападения и защиты точно такой, как изображен выше. Мы используем тот же принцип, но несколько изменённый, чтобы повысить наши шансы на выживание.
Разделение внимания противника лучше всего работает с более известными вариантами входа в помещение.
Например, один боец действует как «приманка» – он быстро перемещается в заранее оговоренном направлении, сознательно привлекая внимание противника действием или звуком, таким образом заставляя врага, который в тот момент контролирует определённый сектор, переключиться на быстро движущуюся цель.
Одновременно с первым, второй боец атакует из-за укрытия. Результат таких действий – противник на подсознании пытается восстановить цикл OODA, который прерывается с каждым новым появление угрозы.
Приведу еще одну тактику CQB, которую мы используем в условиях низкого освещения или полного отсутствия света. Один боец входит в комнату в направлении “на противника” с мощным источником света, в то время как остальные без света входят параллельно линии атаки.
Фонарь должен быть направлен в сторону угрозы, тогда остальная группа будет полностью скрыта от противника, который по сути окажется слеп и зафиксирует внимание на источнике света.
На следующем видео вы можете увидеть “вход” штурмующей группы в L-образную комнату. Камеры расположена со стороны “противника”.
Dividing the threatâs attention
Даже полицию мы обучаем той же методике, когда они приближаются к кому-либо на открытом пространстве, например, на автостоянке, просто пообщаться или в результате преследования.
Как только офицеры чувствуют опасность или начинается заваруха, они используют тактику разделения внимания (см. рисунок ниже), двигаясь в стороны и разрывая дистанцию, по сути превращая одну картинку в две, чем заставляют подозреваемого постоянно сомневаться в принятии решения (нарушать (цикл OODA), перегружая его восприятие.
А вот для противодействия тактике разделения внимания мы используем следующую методику – один товарищ по команде начинает разговаривать, кричать, петь, жестикулировать, создавая плотный поток вербальной и визуальной информации, в то время как другой, сохраняя спокойствие, работает по цели, оценивая ситуацию и используя укрытия и фланги и выбирая выгодные секторы ведения огня, при этом максимально прикрывая своего “говорливого” партнёра.
В итоге боец учится воспринимать больше данных для последующей обработки, отсекая ненужное, и тратить меньше времени на принятие решений. И это именно те два аспекта, которые влияют на успех цикла “наблюдение – ориентирование – принятие решения – действие”. Кто справляется с этим лучше – тот и побеждает.
Тактика разделения внимания
Подведём итог: разделение внимания противника, или, как ещё иногда говорят в некоторых кругах, “запустить кролика” – это, по сути, использование обычных человеческих возможностей, а точнее – их пределов.
Некоторые сейчас нахмурятся, но скажу честно – это срабатывало и на нас, и на многих из тех, кого я знаю. Простые свойства человеческого восприятия.
И напоследок – представьте ситуацию одновременной атаки по цели двух огневых групп с двух направлений – с воздуха (пусть это будет вертолёт) и с земли (грузовик). Так вот, пока их противник решает, в каком направлении отражать атаку, нападающие уже врываются внутрь и зачищают здание.
4. Не опускайтесь на колено
Избегайте вставать на одно или оба колена, по крайней мере там, где в этом нет необходимости. Это правило распространяется только на ближний бой (CQB) применительно к “работе” внутри строений.
Avoid kneeling if possible
Когда я служил в IDF (Israel Defense Forces – Армия обороны Израиля, ЦАХАЛ – прим.пер.), первый курс CQB, который мы прошли, был из базовой программы ближнего боя для пехоты – углы и прямоугольные комнаты.
И там был такой стандарт: когда солдат добегает до своей позиции, он сразу же встаёт на колено, чтобы якобы избежать пуль, выпущенных возможным противником.
Однако с годами и прогрессом в тактике ближнего боя методика была исключена инструкторами, потому что стало понятно, насколько это глупо и потенциально опасно – в условиях ближнего боя чуть что вставать на колено. Почти что смертный приговор.
Почему важно выделить эту проблему? Большинство учреждений, обучающих тактике и выживанию на поле боя, всё ещё учат своих студентов становиться на колено и толпиться за укрытиями в контексте вялых перестрелок, которые проходят на расстоянии в 3 метра.
Общие проблемы со стойкой на колене:
(A) РАНЕНИЯ
Прежде, чем перейдём к ранениям, мы очень кратко поясним разницу между так называемыми зонами “триггер” и “свитч”, которыми обычно характеризуется угроза.
Триггерная зона (trigger zone) – грудь и всё, что ниже. Мы называем её “триггером” потому, что в большинстве случаев попадание в эту зону вызовет определенную цепочку реакций (кровотечение
, потеря подвижности, сознания), но не смерть. Это может и не устранит угрозу полностью, но позволит достичь желаемого.
Зона выключения (switch zone) – шея и выше. Одно попадание в эту область – и, считай, песенка спета. “Хреновый выдался денёк”…
Вернемся к ранениям. Становясь на колено, боец не только теряет свою мобильность, но также меняет свою триггерную зону (там, где плейткерриер) на зону выключения (а там уже ваша голова). Догадаетесь, к чему это приведёт?
Какие вы видите тут проблемы? Сколько их? Правильные Ответы будут чуть ниже…
(B) ПОТЕРЯ МОБИЛЬНОСТИ
Большинство килл-хаусов, в которых я тренировал навыки CQB – простые пустые прямоугольные комнаты в одним-двумя дверными проемами. Реальность ближнего боя очень сильно отличается.
Несколько помещений, связанные коридорами через множество дверей, что можно найти в любом складе, доме и подвале – в этом случае от команды требуется максимально быстро принимать решения.
При этом, опускаясь на колено, вы уменьшите только поле видимости, сделав его более статичным, а вот время вашей реакции увеличится. Мобильность – это ключ к успеху.
Ошибки следующие: A – чрезвычайно узкое поле зрения; B – фиксация взгляда через прицел; C – иммобилизация, блокировка подвижности; D – все головы находятся на одном уровне.
(C) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕЛОЧИ
Вот что ещё я заметил, когда наблюдал за людьми, которые всегда вставали на колено, когда “зачищали” комнаты:
- Снаряжение цепляется за края столов, шкафов, тумбочек и прочих деталей интерьера.
- Потеря визуального контакта с товарищами по команде, которые передвигаются.
- Боец становится более привязан к укрытиям.
- Когда человек боится или возникает необходимость самопомощи, последнее, что он сделает – это успокоится и будет ждать (по другому – замрёт).
Подытожим:
В большинстве случаев в ближнем бою стоит избегать опускаться на колено (кроме некоторых случаев, когда, например, известно, что угроза укрывается точно за дверью, или необходимо прикрыть отход).
Однако среди прочих причин на вставать на колени с CQB самая главная – вы же не хотите, чтобы в прицеле врага оказался не плейткерриер, а ваша голова?
Спасибо за внимание, и до встречи в третьей части серии!
Автор: Николай Бьёрн