«Нож — это смерть». Про боевое применение ножа

| Навчання, Самооборона, Холодна та метальна зброя | Автор: Web admin

Боевое применение ножаБоевое применение ножа

Добрый день, друзья! Поговорим о “смерти, которой не видно”. Много рассказано о боевом применении ножа, но очень редко это делалось детально. Поэтому сегодня я дам более-менее точные пояснения, почему боевое применение ножа — стопроцентная смерть для противника.

Всего не рассказать, но кое-что разъясню. Тактические варианты, впрочем, не буду описывать — их огромное количество, однако конкретные примеры приведу.

«Нож — это смерть»
Про боевое применение ножа

Существует множество разнообразных техник владения ножом. Есть спортивные, показательные, боевые техники. А ещё есть техники  выдуманные, не имеющие ни спортивного опыта и применения, ни показательного, ни уж тем более — боевого, а поэтому — не имеющие права на жизнь.

Заучивание этих техник приведет в случае реального боевого контакта к неминуемой смерти использующего их человека, в силу ложной самоуверенности и реальной неэффективности.

О системах выдуманных и реальных

Всем специалистам по боевому применению холодного оружия известно, как наносить уколы и порезы, а также — как правильно шагать. Именно шагать, а не прыгать. У всех систем практически одно и тоже. Поэтому распознать не специалиста очень просто. Это человек, который очень плохо разбирается в механике применения клинка.

Например, после пореза бедра, зачем-то будет колоть это же бедро. Или будет совершать похожие, не слишком полезные действия — линейные передвижения (челнок), прыжки и т.д. Всегда надо сравнивать сказанное с показанным, причём — на скорости. Потому как никто из нападающих медленно атаковать точно не станет.

Я не стану разделять боевую технику применения клинка по странам её зарождения, потому как по сути применения — это одно и тоже. Но что это означает?

Боевое применение ножа подразумевает использование холодного оружия в боевых режимах. Например — в зоне боевых действий. Как правило, силами специальной армейской разведки, ещё и там, где требуется исключительная тишина и деликатность.

По этому принципу не подходит огнестрельное оружие с приспособлением для бесшумной стрельбы. Надеюсь, не надо объяснять, почему выстрел на задании автоматически считается провалом операции?

Кстати, по этому поводу немного отвлекусь… Из разных источников мы слышим о том, как разные специалисты сил специальных операций или разведывательного управления принимали неравный бой, а то и вызывали огонь на себя во время служебного задания. Становились героями. Вечная память парням! Земля им будет пухом.

Но мало кто задумывался, что парни, которые геройски принимали бой в составе малой группы, а то и индивидуально, банально проваливали перед этим задание.

Это не всем понравится, но большинство моих коллег молча соглашаются, потому как вступать в бой группе разведки армейского спецназа — последнее дело. Как ни банально это будет звучать, но их основная задача — разведать и слинять очень быстро.

И как мы часто слышим уже такую избитую глупость: чтобы вступить в рукопашный бой, бойцы с обеих сторон должны потерять огнестрел, лопатку и т.д., и уж только после этого вступить в рукопашку.

Боевая работа с клинками

Боевое применение — конкретное поражение одним или несколькими ударами противника. Каждый из таких ударов сам по себе смертелен, но у каждого пораженного органа человека имеется время функционального и анатомического отключения — например, остановка миокарда.

За исключением, пожалуй, поражения мозга человека, при котором происходит мгновенная остановка жизнедеятельности. Да и то — не всегда, поскольку врачи очень любят рассказы про людей, продолжающих действовать с воткнутыми в голову по самую рукоять ножами.

Органы (точнее будет сказать — области) поражения — мозг, сердце, печень, селезёнка, сонная артерия, яремная вена, подмышки, лучевые вены, брюшная аорта, бедренные артерии.

Они считаются основными. И у каждой из них есть свое время критического падения давления в кровеносной сети и отключения.

В каждую зону требуется правильный угол наклона атаки. Как пример, ребра расположены веерообразно, поэтому вход в селезёнку или печень через них возможен строго под 45° снизу вверх. Но помимо входа, ещё должна быть прямая короткая линия атаки, и только в самом конце её — вход под 45°.

И ни в коем разе не по дуге. Это очевидно и предсказуемо. Это показывает особенности атаки. Из таких атак и складываются серии. Вперемешку и без определённой последовательности — где открыто — туда и бьем.

Во время одной тренировки специалист исполняет вхолостую каждый удар или порез по 1000 раз. Как в боксе. Не учитывая работу с партнёром. Происходит банальное мышечное запоминание — как в любом рукопашном бое. Тренированному бойцу не приходится вспоминать, как и куда бить в схватке. Удары отточены до автоматизма.

Особенность боевого контакта заключается в том, что бойцы не прыгают, а быстро сближаются на короткую дистанцию для быстрого уничтожения друг друга. Если бы бойцы начали проводить тренировочные спортивные поединки, так как, по мнению многих, спорт в этом деле помогает, то они бы погибли ещё раньше и быстрее.

Ничего не хочу сказать плохого про спорт, но всему свое время и место в этой жизни.

Собственно, в этом-то и заключается главное отличие от, например, спортсменов ножевого боя, которые прыгают. Во время прыжка время отрыва от поверхности очень продолжительное относительно скорости атаки бойца. К этому стоит добавить и наработанные конкретные точки поражения на максимальной скорости, а также — великолепную реакция работы вблизи. Причём как защищаясь, так и атакуя противника.

Вот этим и отличается техника боевого применения от всех остальных существующих. В очень редких случаях наносится только один удар, после которого, как и с огнестрельным оружием, применяются контрольные уколы и порезы. Вот только не всегда получается нанести этот самый «точный и прицельный выпад».

Потому и исполняется несколько ударов по доступным важным органам и артериям, чтобы максимальны быстро понизить давление в организме человека и вызвать «засыпание».

Уколы и порезы должны быть точными, быстрыми и под правильным углом атаки. Потому, например, что многие внутренние органы неплохо защищены костями. В некоторых случаях, чтобы нанести завершающий удар, приходится проводить подготовительный порез, либо укол с переходом на порез.

Например, чтобы нанести сзади укол в мозг через позвоночный вход в черепное отверстие, в некоторых случаях приходится быстрым горизонтальным ударом перерезать верхнюю трапецию, чтобы передние мышцы шеи (антагонисты) натянули голову вперёд и открылся более удобный вход для укола.

Вся боевая техника основана на конкретном, чётком, правильном и коротком нанесении удара ножом. С переходом от одной точки поражения к другой и т.д. При этом линии атаки клинком короткие и правильные геометрически.

Траектория ножа короткая — из точки А в точку Б и никак иначе. Никаких волнообразных и круговых длинных движении. И уж точно при этом отсутствуют круговые убирающие движения руки противника, типа как в айкидо. Цель — уничтожение оппонента, а не спортивный поединок.

Не буду рассказывать о конкретной тактике — вариантов возможных очень много, всех так просто не перечислить.

Боевое применение ножаБоевое применение ножа

Защита от ножа

Есть тут и некоторые особенности. Например — защита от такого нападения при условии, что вы заметили начало атаки.

На расстоянии до 3-х метров, у хорошо тренированного бойца, на которого происходит нападение, шансы защититься, применив автомат или пистолет, равны нулю. 

Единственный вариант — не хвататься за огнестрел и пытаться выстрелить, а, наоборот, бросить его на ремне, освободить обе руки, развернуть тело одной стороной к атаке, закрыв сердце и сторону шеи, и отразить её руками, правильно уходя в зоны безопасности.

Многие «диванные эксперты», которые говорят, что такая техника  «однорукая», не понимают простого постулата — нападающий с ножом сам идёт к вам и наносит удары.

А защищающийся уменьшает площадь атаки и повышает свою живучесть. И не отступая, а уходя в правильном направлении. Это не одно и тоже. И только после этого уже можно применять огнестрел.

При квалифицированном нападении, где нападающий действует с огромной скоростью, а каждый удар мощный, точный и только в жизненно важные органы, надо правильно отражать нападение предплечьем.

Да, именно предплечьем (стороной со сгибателями пальцев), «ульна». Ни в коем разе не кистью и не внутренней стороной. Также необходимо умело и технично отбивать атаки, а также — уходить в зоны недосягаемости, но никак не пятиться назад. Да, повторяюсь, прошу прощения. Но повторение —  мать ученья.

О возможности произвести захват

Мало кто знает, что есть два темпа ведения ножевого боя. И не важно, защита это или атака. По технике исполнение, они ничем не отличаются.

Есть, например, атака на большой скорости, при которой невозможно перехватить атакующую руку. При попытке это осуществить, нападающему не составит никакого труда перевести удар на приходящую руку или ногу. А после ранения конечности — продолжить атаку, например, на шею или в сердце.

А если произойдет захват атакующей руки — это огромная ошибка защищающегося, при которой ему останется жить в лучшем случае секунд 12. При таком стечении обстоятельств произойдет рассечение плоти на захватившей руке, и атака продолжится.

Поэтому ни в коем разе нельзя хватать атакующую руку и пытаться отжать нож! Техника изначально рассчитана так, что вместо бонуса защищающийся получает лишние ранения, а в итоге — смерть.

Существует противодействие таким атакам, естественно, без захватов и предоставления точек «старта». Однако многие боевые системы продолжают отрабатывать «односторонние» тактики. Пример — известные захваты ножа снизу подхватом практикует крав-мага, да и многие другие.

Вот только их адепты из-за отсутствия конкретных практик обезоруживания забывают, что рука, наносящая удар снизу, будет подниматься, а это значит, что при её подхвате атаки может оказаться нацеленной в шею. То же самое и со всем знакомым захватом за локоть и за спину обняв — рукопашники не учитывают, что рука прилетит в спину.

Или когда, например, защищающийся подставляет руку от вертикальной атаки, как в спортивных направлениях или той же крав-мага. Мало того, что удар на большой скорости разделит руку защитнику, так он ещё и свободно пройдёт внутрь обороны — в сердце, шею и т.д.

Специальные рекомендации

Особое внимание стоит уделить реакции раненного противника. Ни для кого не секрет, что в организме человека присутствует гормон, который при возникновении боли купирует сигнал в мозгу или отключает всю систему (потеря сознания).

Это как хорошо, так и плохо. Представьте себе такую ситуацию: происходит разрез четырехглавой мышцы бедра. Скорость атаки нападения огромная. Удары летят в разных направления. Анатомия такова, что при рассечении одной мышцы, не важно какой, её антагонист натягивает на себя весь мышечный корсет.

Это значит, что при рассечении четырехглавой мышцы двуглавая нагнёт бедро и произойдет подкос ноги. А при рассечении, например, большой грудной мышцы, мышцы спины перетянут корпус на себя, вызвав дисбаланс. И это невозможно контролировать.

Некоторые, сидя на диване, думают: «Да я отдам руку, а сам что-то исполню и убью нападающего!»

Не будет такого никогда. Потому как если это произойдёт — всё, пиз**ц! Раненый человек не может себя контролировать, и не потому что он слаб, а потому, что его скелет и оставшиеся целые мышцы не способны подчиняться командам. Это как отсидеть ногу в неудобном положении. Все понимаешь, а идти не можешь.

Или, например, разрез сонной артерии. Многие советуют оказывать помощь, вот только большинство из них никогда не смотрели в глаза раненого человека и не видели его поведение во время такого ранения.

Вспомним скорость насыщения кислородом организма человека. Полный круг — это примерно 23-27 секунд. Человеческий мозг без подачи кислорода перестает работать. Это значит, при полном разрезе сонной артерии, человек жив, все видит, все понимает, но сделать уже ничего не может, кроме как в порыве инстинкта самосохранения потянуть руку к раненой шее.

В заключение

Хочу высказать свою точку зрения о разных системах. Впрочем, она может быть и неправильной.

Все направления ножевого боя по-своему хороши, каждое знакомит с поведением в той или иной ситуации. Спорт в целом учит многим полезным моментам. Так что всё приносит пользу.

Я никогда не был против каких-то конкретных техник, школ и дисциплин, но для меня существует чёткое понимание —  для чего и в каком случае может быть полезно то или другое направление. От этого и расставляются приоритеты изучения и траты времени. А время, как все мы знаем — самое дорогое, за что мы боремся в этой жизни.

Не прожигайте время бестолково. Находите то, что вам может потребуется или, дай Бог, не потребовалось бы никогда. Но даже в такой ситуации — лучше уметь, но не использовать, чем остро нуждаться, но не уметь.

Берегите себя.

Автор: Михаил Шарабарин

1,0 1 -1 7
Коментарів (2)

  • Если верить информации из интернета, то спецназ России давно перестали учить ножевому бою. потому, что ВСЕ погибшие спецназовцы погибли в огневом контакте.
    Почему-то вызывает доверие...

  • 18.05.2020 16:57
    #
    - -1 +

    Кое что грамотно, кое что нет.
    Но смотрите в правильную сторону.
    Не затронута тема ножа - бытового применения ножа и уголовным миром.
    А вообще, настоящего мастера встретить на улице равно нулю.
    Но это не делает человека с ножом - менее опасным.
    А в правохранительных органах и спецназе - большинство смертей и увечий от безграммотных учителей которые показывают ерунду.
    А спортивная техника - только для показухи и годится.
    Зщищаться надо не от ножа, а от противника.
    А ножа бояться не нужно, его нужно любить.


Будь ласка, залогіньтесь щоб мати можливість коментувати