Причины конфликта
Конфликт начинается тогда, когда оба его участника нашли камень преткновения. Когда их интересы пересеклись.
Знаете формулу огня? Для реакции горения нужно три составляющих: горючее вещество, высокая температура и кислород. Убери одно из трех – гореть не будет.
Для конфликта нужно как минимум два (можно и больше) участника и повод.
Важно: оба участника должны испытывать внутренний дискомфорт и хотеть с этим что-то сделать.
Выплеснуть. Перенаправить. Сорваться. Не держать в себе.
Все мы испытываем определенный дискомфорт в течение дня. Звонок будильника. Паршивая погода. Давка в метро. Пробки. Начальник-идиот. Очередь в кофейне. Сел телефон.
Если вы не живете на собственном тропическом острове или в йога-ретрите для медитаций, то, скорее всего, ближе к вечеру уровень кортизола у вас в крови будет выше, чем утром.
Подсказка: у вашего оппонента в конфликте – тоже, скорее всего, уровень просветления еще не достигнут, и день с утра не задался.
В принципе, пока ничего страшного и опасного не происходит. Ну, как сказано в Библии, «довлеет дневи злоба его», треплют нервы окружающие, но всегда можно «снять стресс».
Кому-то для этого достаточно бутылочки пива, кому-то – сходить в спортзал, прыгнуть с парашютом, погонять на мотоцикле, словом, дать кортизолу нормальную работу.
Конфликт начинается тогда, когда оба его участника нашли камень преткновения.
Когда их интересы пересеклись.
Когда нереализованное внутреннее напряжение получило повод выплеснуться наружу агрессией.
Великий ученый Конрад Лоренц – австрийский зоолог и один из основателей науки о поведении животных - этологии, лауреат Нобелевской премии (посмертно лишенный оной за «приверженность идеологии нацизма») – в общем, крайне интересной судьбы и взглядов человек – в своем фундаментальном труде «Агрессия» доказал, что инстинкт агрессии присущ всем живым существам независимо от наличия внешних раздражителей.
Да-да, даже у просветленных и медитирующих агрессия тоже есть, просто подавленная. Более того, длительное подавления инстинкта агрессии ведет к ее перенаправлению и спонтанным неконтролируем проявлениям.
В качестве примера Лоренц приводит так называемое «экспедиционное бешенство», когда тщательно подобранный и изолированный коллектив, будь то экипаж подводной лодки или ученые на арктической станции, не застрахован от убийства по ничтожному поводу.
Так же Конрад Лоренц перечислил причины, зачем агрессия нужна:
· Защита себя.
· Защита потомства.
· Защита территории.
· Защита статуса в иерархии.
Вот, собственно, четыре основные причины спонтанных конфликтов.
Автомобилист подрезал мотоциклиста на дороге? Угроза вашей жизни, надо догнать и отбить ему зеркало.
Очередная «яжемать» делает замечание вашему ребенку? Угроза ребенку, материнский инстинкт на полную.
Какой-то урод высыпал окурки у вас под окном? Это моя территория, нечего ее тут метить!
Ну и, конечно же, защита статуса.
Пожалуй, это самая распространённая причина конфликтов в обществе.
Потому что для устранения трех других причин – защиты себя, потомства и территории – существуют внешние контролирующие органы. Если преодолеть изначальный, животный импульс «догнать-объяснить-наказать» и обратиться в полицию, то конфликтом вашим будут заниматься специально обученные профессионалы, действующие в правовом поле.
Но вот когда задета честь!
Звучит смешно?
Как бы не так!
Спонтанный конфликт по сути своей есть ритуальный поединок. Дуэль.
Когда два самца (реже – самки) сражаются за свой статус в иерархии.
Рыцари и дворяне, самураи и мушкетеры, ковбои Дикого Запада и урки на зоне – все они так или иначе отстаивали свою честь (читай – статусную принадлежность) согласно правилам дуэльного кодекса, писаного или нет (так называемые «понятия»).
Отголоски этих «правил» дошли до наших дней, помните: «драться один на один», «лежачего не бьют», «при девушке парня не бить» - вот все из рассказов старшего поколения, сейчас, увы, прочно забытое.
«Дуэльные кодексы» или список ограничений в ранговых схватках нужны были для снижения смертности: дуэль «до первой крови» позволяет дуэлянту сохранять численность популяции; по тому же Лоренцу у сильно вооруженных видов – львов, тигров и волков – предохранитель «не убивать во внутривидовых схватках» встроен на уровне прошивки (хотя и у них дуэль за самку или территории может закончиться убийством, об этом чуть ниже), человек же, лишенный когтей и клыков, является видом слабо вооруженным и вынужден опираться на мораль и «правила».
Итак, для дуэли нужно: два дуэлянта и брошенная перчатка. Две стороны и повод, он же – триггер.
А что служит самым распространенным триггером?
Правильно. Его Величество Замечание.
(Фрагмент книги "Сам себе телохранитель" - книга уже доступна в предварительном заказе!)
Как всегда, бесспорно.
Не всегда для конфликта нужны двое. Бывает когда один не может остановиться и сеет агрессию и злобу.А бывает, когда целенаправленно ищет жертв. А бывает просто для интереса, особенно среди молодежи. А бывает для собственной треннировки. И это все встречается в нашей жизни, чаще всего на улице. И это не имеет ничего общего с Защитой себя, Защитой потомства, Защитой территории и Защитой статуса в иерархии. А вот адекватное противодействие должно быть. Но зачастую его нет.
> Не всегда для конфликта нужны двое. Бывает когда один не может остановиться и сеет агрессию и злобу.А бывает, когда целенаправленно ищет жертв.
Конфликт это драка (более 1 участника), а вы про избиение.
file:///C:/Users/sbelyaev/Desktop/AAA.png
Будь ласка, залогіньтесь щоб мати можливість коментувати